Этнос
2780
Кухня

Кухня

Кухня

Понятие «национальная кухня» означает совокупность всех технологических приемов и иных кулинарных навыков, а также особенностей композиции пищевых продуктов, свойственных данному народу и сложившихся исторически в процессе многовекового развития. Собрание отдельных рецептов национальных блюд, как бы много их ни было, не дает полного представления о той или иной кухне до тех пор, пока не обобщены ее технологические особенности. Главные отличия национальных кухонь заключаются не в том, что или из чего готовят, а в том, как, каким образом готовят, с помощью каких приемов, в какое время, при какой температуре, в какой среде, в какой посуде. Именно эти детали, эти технологические «мелочи» являются основными для формирования вкуса, консистенции и аромата блюда.

подробнее
10417
Костюм

Женские головные уборы

Как и у других народов, у эрзя различались головные уборы девушек и молодых женщин. У девушек самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером, позументом (ашкоркс, паця коня, пря сюкс). Налобная повязка могла быть и мягкой. У теньгушевской эрзи в праздники взрослые девушки носили специальную шапочку - пехтим. Ее очелье было украшено бумажными цветами, бубенчиками, бахромой из бисера. У терюхан - эрзи был распространен венец-шапочка из монет и раковин-каури.  

подробнее
14915
Костюм

Традиционный мордовский костюм

Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями. Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.

подробнее
10200
Костюм

Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы

Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы

Традиционный костюм – это уникальный маркер этнокультуры, который фиксирует своеобразие национального характера, материальных и духовных ценностей человека, его представлений о картине мира, безмолвно считываемых в процессе взаимодействия этносов. Межнациональные отношения представляют собой весьма тонкую и деликатную материю, адекватное восприятие которой во многом зависит от знания культуры разных этносов, их взаимопонимания, сбалансированности общих понятий, целей и идей. Именно с культуры начинаются отношения, духовное общение людей и народов, взаимное узнавание, сближение, понимание и сотрудничество между людьми. Лишь после этого развиваются и торговые, экономические, и другие отношения.

подробнее
13825
Костюм

Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И, все-таки, в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга, естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

подробнее
6299
Костюм

Костюм

Основными частями мужского костюма у эрзи является рубаха (панар ) и штаны (понскт). Их шили из домотканого холста. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали самотканым узким пояском или ремнем. Летом мужчины в прошлом носили распашную одежду из холста, наподобие халата.

Весной и осенью надевали сумань - вид пальто из сукна черного или коричневого цвета. Его шили в талию, сзади на спине располагались сборки на уровне талии. Также демисезонной одеждой был чапан, который также шился из сукна, но с прямой спинкой и большим запахом на левую или правую сторону, длинными рукавами и воротником шалью. Его одевали в дорогу поверх другой одежды и обычно подпоясывали широким кушаком.

Зимой мужчины носили шубу из выделанных овчин. Их шили с отрезной талией и сборами. Из овчин также шили тулуп, который были длинным и прямым. Его обычно надевали, как и чапан, в дорогу.  Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и черного цвета, большей частью высокие с небольшими полями. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном.

подробнее
7694
Традиции

Раськень Озкс в Большеигнатовском районе Мордовии

Раськень Озкс в Большеигнатовском районе Мордовии

17   июля 1999 года в селе Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия прошел эрзянский ритуально – обрядовой праздник «Раськень Озкс» - народное моление Богу- Инешкипазу. Согласно документальным источникам, в последний раз  подобное действие совершилось в селе 370 лет назад – 25 сентября 1629 года.

В Чукалы приехало множество  гостей:  из Финляндии, Карелии, Удмуртии, Марий Эл. Делегации из Татарстана, Москвы, Самары, Пензы, Ульяновска, представители  Красноярского края, Мурманской области, Новосибирска, из эрзянской диаспоры Эстонии, студенты из финно-угорских вузов – всего собралось народу около двух  тысяч человек.

подробнее
13770
Традиции

Кшекуровай

Кшекуровай

Слово «кшекуровай» на слух не совсем понятное. То ли русский каравай, то ли от эрзянского «кши», так рассуждал простоватый на вид Володя Яковлев, бывший житель деревни Березовки (Килейвеле) Нижегородской области Лукояновского района. Местные эрзяне все знают этот курган. Говорят, там золото зарыто. Его копали Миколь дед и Ситя Петя из Березовки. Яму огромную вырыли, до самого дна, говорят, ничего не нашли. Миколь деда после этого занемог и умер, а Ситя Петя разумом тронулся, кажется, тоже умер. Теперь люди обходят это место, явно нечистая сила там! «А ты, Володь, был на кургане?»- спросил я собеседника. Мне, директору музея этот простоватый рассказ городского садовника показался весьма важным. На тот период не было известно ни одного значительного памятника коренного населения эрзя. Я знал, что они есть, должны быть. Имеются же на Иванцевской земле и маар, и древнее кладбище, и молебный овраг. В реестр памятников Горьковской области почему-то ни один не попал.

подробнее
5241
Традиции

Кереметь

Эрзянское святилище в лесу около заброшенной деревни Березовка (Килейвеле) восстановлено летом 1996 года. Официальное открытие, как музей под открытым небом этнокультовой культуры произошло глубокой осенью, на день рождения Музея эрзянской культуры 20 ноября. Остался в памяти тех, кто участвовал в этом мероприятии, удивительным и неповторимым событием в жизни и работе районной культуры.  Сама природа ждала нас, притихшая, обласканная лучами полуденного солнца, но готовая с золотой осени, шагнуть в студеную зиму.          

Зажжен очаг святилища. Его не зажигали не одно столетие. Родовая свеча дала жизнь огню, и огонь радостно стал облизывать сухой валежник. Над огороженной  жердями площадью, стелясь к земле, пошла  синяя дымка. Под шорох опавшей листвы и треск желудей под ногами жрицы, идущей по кругу святилища, шло таинство освящения места.

подробнее
8936
Традиции

Свадебная обрядность мордвы Залесовского Причумышья: традиции и новации

Духовная культура мордвы в результате многовекового соседства и общения с русскими, жизни в одинаковых природных и социально-экологических условиях впитала в себя много общих черт в хозяйстве и культуре. Наряду с этим многие традиционные особенности, сложившиеся в прошлом, трансформируются, исчезают или, наоборот, получают дальнейшее развитие и распространение.

Одним из наиболее устойчивых компонентов современной духовной культуры, в котором можно проследить традиции, формировавшиеся в различные исторические периоды, является свадебная обрядность. В очень сложном комплексе свадебного ритуала, распадающемся на многочисленные обрядовые действия, до сих пор сохраняются архаические черты, обычаев, верований, семейно-брачных отношений, отражающие социальные, правовые, религиозные представления мордвы.

подробнее
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 8 След.