Этнос
1608
Костюм

Костюм

Основными частями мужского костюма у эрзи является рубаха (панар ) и штаны (понскт). Их шили из домотканого холста. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали самотканым узким пояском или ремнем. Летом мужчины в прошлом носили распашную одежду из холста, наподобие халата.

Весной и осенью надевали сумань - вид пальто из сукна черного или коричневого цвета. Его шили в талию, сзади на спине располагались сборки на уровне талии. Также демисезонной одеждой был чапан, который также шился из сукна, но с прямой спинкой и большим запахом на левую или правую сторону, длинными рукавами и воротником шалью. Его одевали в дорогу поверх другой одежды и обычно подпоясывали широким кушаком.

Зимой мужчины носили шубу из выделанных овчин. Их шили с отрезной талией и сборами. Из овчин также шили тулуп, который были длинным и прямым. Его обычно надевали, как и чапан, в дорогу.  Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и черного цвета, большей частью высокие с небольшими полями. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном.

подробнее
1555
Традиции

Раськень Озкс в Большеигнатовском районе Мордовии

Раськень Озкс в Большеигнатовском районе Мордовии

17   июля 1999 года в селе Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия прошел эрзянский ритуально – обрядовой праздник «Раськень Озкс» - народное моление Богу- Инешкипазу. Согласно документальным источникам, в последний раз  подобное действие совершилось в селе 370 лет назад – 25 сентября 1629 года.

В Чукалы приехало множество  гостей:  из Финляндии, Карелии, Удмуртии, Марий Эл. Делегации из Татарстана, Москвы, Самары, Пензы, Ульяновска, представители  Красноярского края, Мурманской области, Новосибирска, из эрзянской диаспоры Эстонии, студенты из финно-угорских вузов – всего собралось народу около двух  тысяч человек.

подробнее
527
Традиции

Кшекуровай

Кшекуровай

Слово «кшекуровай» на слух не совсем понятное. То ли русский каравай, то ли от эрзянского «кши», так рассуждал простоватый на вид Володя Яковлев, бывший житель деревни Березовки (Килейвеле) Нижегородской области Лукояновского района. Местные эрзяне все знают этот курган. Говорят, там золото зарыто. Его копали Миколь дед и Ситя Петя из Березовки. Яму огромную вырыли, до самого дна, говорят, ничего не нашли. Миколь деда после этого занемог и умер, а Ситя Петя разумом тронулся, кажется, тоже умер. Теперь люди обходят это место, явно нечистая сила там! «А ты, Володь, был на кургане?»- спросил я собеседника. Мне, директору музея этот простоватый рассказ городского садовника показался весьма важным. На тот период не было известно ни одного значительного памятника коренного населения эрзя. Я знал, что они есть, должны быть. Имеются же на Иванцевской земле и маар, и древнее кладбище, и молебный овраг. В реестр памятников Горьковской области почему-то ни один не попал.

подробнее
931
Традиции

Кереметь

Эрзянское святилище в лесу около заброшенной деревни Березовка (Килейвеле) восстановлено летом 1996 года. Официальное открытие, как музей под открытым небом этнокультовой культуры произошло глубокой осенью, на день рождения Музея эрзянской культуры 20 ноября. Остался в памяти тех, кто участвовал в этом мероприятии, удивительным и неповторимым событием в жизни и работе районной культуры.  Сама природа ждала нас, притихшая, обласканная лучами полуденного солнца, но готовая с золотой осени, шагнуть в студеную зиму.          

Зажжен очаг святилища. Его не зажигали не одно столетие. Родовая свеча дала жизнь огню, и огонь радостно стал облизывать сухой валежник. Над огороженной  жердями площадью, стелясь к земле, пошла  синяя дымка. Под шорох опавшей листвы и треск желудей под ногами жрицы, идущей по кругу святилища, шло таинство освящения места.

подробнее
2764
Традиции

Свадебная обрядность мордвы Залесовского Причумышья: традиции и новации

Духовная культура мордвы в результате многовекового соседства и общения с русскими, жизни в одинаковых природных и социально-экологических условиях впитала в себя много общих черт в хозяйстве и культуре. Наряду с этим многие традиционные особенности, сложившиеся в прошлом, трансформируются, исчезают или, наоборот, получают дальнейшее развитие и распространение.

Одним из наиболее устойчивых компонентов современной духовной культуры, в котором можно проследить традиции, формировавшиеся в различные исторические периоды, является свадебная обрядность. В очень сложном комплексе свадебного ритуала, распадающемся на многочисленные обрядовые действия, до сих пор сохраняются архаические черты, обычаев, верований, семейно-брачных отношений, отражающие социальные, правовые, религиозные представления мордвы.

подробнее
2765
Традиции

Роль обрядов в традиционной мордовской семье

Роль обрядов в традиционной мордовской семье

Неотъемлемой частью семейно-бытовой культуры этноса являются обряды, совершаемые по случаю того или иного важного события в жизни семьи. Они представляют собой исторически сложившиеся или специально учрежденные стереотипные формы массового поведения, выражающегося в повторении стандартизированных действий. Под обрядом мы понимаем традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человека.

Смысл обряда заключен не в самих его составляющих, а в том, что они означают, символизируют. Традиции являются важным социальным и культурным наследием, которое передается от поколения к поколению в течение длительного времени.

подробнее
3520
Традиции

Описание основных движений женского и мужского танца эрзян

В мужских и женских танцах эрзян много общих движений. Женский танец очень подвижен, динамичен, часто игрового характера. Для него характерны подскоки, притопы, вращения, припадания с ударами. Переводы рук из позиции в позицию не столь часты, как в башкирском женском танце. Танец легкий, свободный, но не так стремителен, как татарский. Распространены парные танцы. Танцы реже исполняются в виде перепляса. В них нет такого динамизма в движениях рук, как в башкирском и марийском танцах. Часто встречаются двойные и тройные притопы, бег с хлопками, мелкие переступания, бег с переменным наклоном корпуса влево и вправо. Вибрация корпусом отсутствует, прыжки и присядочные движения исполняются редко. В целом мордовский танец оптимистичен, исполняются легко и радостно. Часто используются смена мест партнерами, повороты и переходы. Движения, характерные для охотника, всадника, воина, встречаются крайне редко.

подробнее
2795
Традиции

Мордовский «содыця»

Мордовский «содыця»

У каждой старой женщины в мордовском селе найдется дюжина рассказов о ворожбе и колдовстве, о ведунах и чародеях. Они поведают  о том, как однажды под порог одного дома подбросили заговоренный узелок с пшеном, после чего хозяев стали  настигать всякого рода неприятности. «В такой напасти только «содыця»  поможет», - вынесут свой вердикт немало повидавшие в своей жизни бабушки.
«Содыця, содай» – так называла мордва людей, занимающихся врачеванием. Слово это дословно обозначает «знающий». Они могли растолковать сон, отгадать всевозможные приметы, могли предсказывать.
-Мордовский «содыця» – это не просто знахарь, но и маг, колдун, волшебник. Знахарством большей частью занимались пожилые женщины, которые имели опыт врачевания и к тому же применяли магические действия, - говорит известный историк,  доктор исторических наук, профессор Николай Мокшин.

подробнее
3000
Традиции

Традиции

Традиции

Основной составной частью духовной культуры эрзян являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества, драматического, декоративно-прикладного искусства.

Они подразделяются на сезонные, связанные с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.

В обрядах эрзян постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов. Одним из важнейших событий жизни любого человека, его ближнего окружения является создание семьи. Это событие сопровождалось разнообразными обрядами.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштовань кудо, в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование.

подробнее
2133
Язык

В чем различие между эрзянским и мокшанским языками?

Их не мало. Они носят знаковый (принципиальный) характер. Отметим несколько наиболее существенных, которые делают эрзянский и мокшанский языки непохожими друг на друга. Эта непохожесть обнаруживается на всех уровнях – на уровне фонетики, морфологии, лексики и орфоэпии (произносительных нормах).

Различие в фонетике. Мокшанский язык характеризуется наличием ослабленного (редуцированного гласного) ə и гласного переднего ряда ä, в эрзянском языке данный звук сохранился лишь в отдельных говорах, однако его употребление иное, чем в мокшанском языке. Ср.: м. кедь («кожа») – кäдь («рука»); э. д. кäдь («кожа») – кедь («рука»). Данное фонетическое различие между языками принципиальное, ибо оно находит отражение не только в фонетике, но и в лексике и морфологии. Кроме того, в мокшанском языке, как уже было сказано выше, имеется редуцированный гласный, который условно можно обозначить знаками <ъ>, <ь> (орфографически – о, е). Ср.: м. кəрга (орф. крга), э. кирьга «горло»; м. мастəр (орф. мастор), э. мастор «земля, страна».

подробнее
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 8 След.