Этнос
4080
Скульптура

Жизнь и творчество С. Эрьзи в контексте диалога культур XX века

Творчество талантливого скульптора Степана Дмитриевича Нефедова, раскрывая одну из ярчайших страниц искусства, принадлежит к подлинно народным ценностям нашей культуры. Эрзянин по национальности, он широко известен под именем Эрьзя. Этот псевдоним он взял в честь своего малочисленного народа как дань большой любви к нему, заложившему в нем основу художественного мастерства. В своем творчестве Эрьзя опирался на лучшие образцы русского и мирового искусства, оставаясь при этом сыном своего народа, неуловимыми нитями связанным с родной землей, ее природой, с ее вековыми традициями в области народного творчества.

подробнее
2296
Скульптура

Эрьзя Степан Дмитриевич

Эрьзя Степан Дмитриевич

Имя скульптора Эрьзи широко известно и в России и за рубежом. Степан Дмитриевич Нефедов взял себе псевдонимом название одной из этнографических групп мордовского народа - эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая мощь произведений - в их национальной самобытности и исконной народности. Прошедший большую жизненную школу, хорошо знавший и талантливо, смело претворявший в своем творчестве традиции мирового и русского искусства, скульптор всегда при этом оставался сыном своего народа.

подробнее
1757
Живопись

Баргов Анатолий Николаевич

Анатолий Николаевич БАРГОВ – заслуженный художник Республики Мордовия, Лауреат премии Главы Республики Мордовия, председатель правления Союза художников РМ, профессор кафедры традиционной народной культуры и современного искусства Мордовии Института национальной культуры МГУ имени Н. П. Огарева. Он работает в жанрах пейзажа, натюрморта и тематической картины. А. Н. Баргов – один из эрзянских мастеров, который разрабатывает в своем творчестве национальную тему. В изобразительном искусстве Мордовии в начале XXI века находит отражение процесс консолидации народов финно-угорского мира в эпоху глобализации. Проблема глобализации заставляет народы задуматься над этнической самоидентичностью. Это выражается в интересе художников к национальным истокам, восходящей из глубины веков духовной силе предков, помогающей сохранить яркую национальную индивидуальность народам, шагнувшим в эпоху универсализма.

подробнее
919
Живопись

Дырин Юрий Александрович

Художник-этнофутурист Юрий Дырин родился в селе Кочкурово Дубенского района Республики Мордовия 25 августа 1967 года. Учился у Владимира Маратовича Шанина в республиканском художественном училище города Саранска. Уже в 1992 году в Мордовском музее изобразительных искусств художник представил первую собственную выставку, после которой его персональные выставки состоялись еще и в Москве, Магдебурге, Таллине, Праге, норвежском Ставерне.

подробнее
899
Живопись

Рябов Николай Владимирович

Эрзянский живописец Николай Владимирович РЯБОВ родился 6 января 1958 года в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района. Закончил художественно-графическое отделение Ичалковского педагогического училища им. С. М. Кирова (1977), художественно-графический факультет Московского педагогического института имени Н.К. Крупской (1988). Доцент кафедры дизайна и рекламы (2003-2008), доцент кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства (с 2008 г. по настоящее время), кандидат исторических наук (2007).

подробнее
1684
Музыка

Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии

Мордовское музыкальное народное творчество олицетворяет собой веками накопленные непреходящие ценности, музыкальный опыт и национально-своеобразный музыкальный язык мордовского народа. Мордовский музыкальный фольклор - органичная часть музыкальной культуры в целом. Он обладает социальной функцией и способствует комплексному воздействию на личность - духовному, нравственному, эстетическому, так как несет в себе общечеловеческие эмоции и нравственные ценности. С другой стороны, данное искусство несет в себе национальное своеобразие, которое проявляется в национальном характере, языке, этническом самосознании, национальном мировоззрении, а также в своеобразном музыкальном языке, освоение которого будет способствовать накоплению у детей национально-своеобразных интонационно-слуховых представлений.

подробнее
702
Музыка

Роль инструментальной музыки в крестьянском быту мордвы

Народная инструментальная музыка в духовной культуре мордвы занимала важное место. Сначала ей заинтересовались этнографы, и лишь потом этномузыкологи, причем в силу разных причин и, прежде всего, несовершенства технических средств фиксации этого искусства, инструментальная музыка гораздо более позднее, чем вокальная, стала предметом научного интереса. Первые сведения по истории, этнографии, обрядам, формам культурной жизни мордовского народа с упоминанием или подробным описанием музыкальных инструментов представлены в работах «У А. Архангельского, Ф. Голицына, В. Майнова, Л. Маркелова, П. Мельникова- Печерского, А. Примерова, К. Самородова, Г. Федяновича, М. Чувашева, А. Шахматова и др.

подробнее
778
Музыка

Музыка

Музыка

Музыкальный фольклор эрзи и мокши близок творчеству других народов финно-угорской группы, в том числе живущих в Поволжье, а также славян. Он представлен как вокальной, так и инструментальной музыкой. Древнейшие жанры народного песенного творчества - земледельческие (колядки, веснянки и др.) и семейно-обрядовые песни - характеризуются узкообъемной мелодикой, унисонной и гетерофонной формами совместного пения. В то же время эрзянским песням присущи распевность, вариационное развитие, ладовая переменность, черты полифонического склада.

подробнее
1849
Символика

Родовые знаки (тешкст)

Родовые знаки (тешкст)

Фольклор доносит до нас сведения об использовании эрзянским народом изографии. Это подтверждается и археологическими материалами. Постепенно магия рисунка-пиктограммы превратилась в письменность. Пиктограмма помогала передавать свои мысли, заявлять о себе кроме собственного имени, ставить графический знак на собственности как клеймо.

Самым ходовым материалом для письма у древних эрзян была береста. Использовали для этого древесный уголь, красную глину на животном жиру, режущий инструмент. Самым простым способом было царапанье знаков на бересте. Не всякий знак можно нанести топором на брёвнах, нелегко вырезать на палке, на колотых дощечках.

подробнее
1038
Символика

Чужая мета руку жжет

Мордовские магические знаки - «пазава», «тешкс», «серма» - интересовали  ученых еще в 17 веке.  Откуда они взялись, о чем рассказывают? Почему эти незамысловатые черточки, крестики, ромбы, которые ложатся то красной нитью на домотканую одежду, то еле заметной зарубкой на домашнюю утварь, так привлекают? Издавна люди использовали их для обозначения  и сохранения вначале родоплеменной, а затем семейной собственности.  «Тешксы» ставились на участки леса, пашни, луга, тем самым говоря, этот надел  имеет своего хозяина, «прочти» мету, она скажет, кто занял это место.

подробнее
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 8 След.