Этнос
2155
Символика

Чужая мета руку жжет

Мордовские магические знаки - «пазава», «тешкс», «серма» - интересовали  ученых еще в 17 веке.  Откуда они взялись, о чем рассказывают? Почему эти незамысловатые черточки, крестики, ромбы, которые ложатся то красной нитью на домотканую одежду, то еле заметной зарубкой на домашнюю утварь, так привлекают? Издавна люди использовали их для обозначения  и сохранения вначале родоплеменной, а затем семейной собственности.  «Тешксы» ставились на участки леса, пашни, луга, тем самым говоря, этот надел  имеет своего хозяина, «прочти» мету, она скажет, кто занял это место.

подробнее
3781
Символика

Символика

Флаг эрзянского народа (эрзянь раськень коцт) обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется к этно-культуре всего эрзя-народа, а также означает важность для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры.

Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Это не случайно.

подробнее
5288
Кухня

Традиционнное питание Эрзян и Мокшан Республики Мордовия и Дальнего Востока

Традиционнное питание Эрзян и Мокшан Республики Мордовия и Дальнего Востока

Традиционная мордовская кухня зависела от продуктов, получаемых в хозяйстве, и обуславливалась основными занятиями народа: земледелием и животноводством. Подспорьем в питании служили и служат продукты собирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства. Пища как явление бытовой культуры связана с удовлетворением жизненных потребностей любого этноса. Мордовская пища отличается оригинальностью приготовления блюд, их вкусовых качеств и оформления, богатством национальных традиций, уходящих вглубь веков. Причем она развивалась не только на основе этнических традиций, но и под воздействием соседних народов, окружающих их (русских, украинцев и др.).

подробнее
2307
Кухня

Пища и утварь Эрзян Петровского района Саратовской области

Традиционная пища эрзян и мокшан Петровского района Саратовской области богата традициями, сложившимися в результате многовекового развития, и была тесно связана с природной и этнической окружающей средой. Традиционная мордовская кухня зависела от продуктов, получаемых в хозяйстве, а также от основных занятий — земледелия и животноводства. Кроме того, эрзяне и мокшане использовали продукты собирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства. В лесах и оврагах, на лугах собирали грибы, орехи, малину, щавель, землянику, клубнику, чернику, хмель и др. К древним агрикультурам, традиционно возвышавшимся мокшэрзей, относились полба, овес, ячмень, гречиха, рожь, пшеница, горох, чечевица. Из овощей в разное время в национальную кухню входили капуста, огурец, лук, чеснок, редька, репа, морковь, свекла, тыква, помидор, перец, редис и др.

подробнее
10660
Кухня

Рецепты Эрзянских блюд

Рецепты Эрзянских блюд

Тувонь сывель максо марто (печень, жаренная со свининой), Суро ямксонь пачалксеть (пшенные блины), Парязь сывель (томленое мясо), Салмат (клёцки) и многое другое...

подробнее
41905
Кухня

Пять блюд, которые надо попробовать в Мордовии

Традиционная кухня мокши и эрзя проста и здорова, однако в то же время таинственна и притягательна. Каждое яство славится уникальным вкусом и непередаваемым ароматом. Посетив Мордовию, нужно обязательно продегустировать несколько блюд. Основой рациона мордвы является мясо. Так как местные жители с давних времен занимались охотой, дичь частенько присутствовала на столе и эрзян, и мокшан. Тетерева, рябчики, зайцы — на них ставили силки, ну а на лосей и медведей ходили большими ватагами с рогатинами. Язычество и последующая христианизация мордвы не ставили никаких запретов на употребление свинины, так что местные жители с удовольствием ели и едят не только мясо, но и сало — соленое, копченое, отварное, а также добавляют его и в другие блюда, например, в каши.

подробнее
1356
Кухня

Кухня

Кухня

Понятие «национальная кухня» означает совокупность всех технологических приемов и иных кулинарных навыков, а также особенностей композиции пищевых продуктов, свойственных данному народу и сложившихся исторически в процессе многовекового развития. Собрание отдельных рецептов национальных блюд, как бы много их ни было, не дает полного представления о той или иной кухне до тех пор, пока не обобщены ее технологические особенности. Главные отличия национальных кухонь заключаются не в том, что или из чего готовят, а в том, как, каким образом готовят, с помощью каких приемов, в какое время, при какой температуре, в какой среде, в какой посуде. Именно эти детали, эти технологические «мелочи» являются основными для формирования вкуса, консистенции и аромата блюда.

подробнее
4520
Костюм

Женские головные уборы

Как и у других народов, у эрзя различались головные уборы девушек и молодых женщин. У девушек самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером, позументом (ашкоркс, паця коня, пря сюкс). Налобная повязка могла быть и мягкой. У теньгушевской эрзи в праздники взрослые девушки носили специальную шапочку - пехтим. Ее очелье было украшено бумажными цветами, бубенчиками, бахромой из бисера. У терюхан - эрзи был распространен венец-шапочка из монет и раковин-каури.  

подробнее
8676
Костюм

Традиционный мордовский костюм

Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями. Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.

подробнее
4701
Костюм

Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы

Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы

Традиционный костюм – это уникальный маркер этнокультуры, который фиксирует своеобразие национального характера, материальных и духовных ценностей человека, его представлений о картине мира, безмолвно считываемых в процессе взаимодействия этносов. Межнациональные отношения представляют собой весьма тонкую и деликатную материю, адекватное восприятие которой во многом зависит от знания культуры разных этносов, их взаимопонимания, сбалансированности общих понятий, целей и идей. Именно с культуры начинаются отношения, духовное общение людей и народов, взаимное узнавание, сближение, понимание и сотрудничество между людьми. Лишь после этого развиваются и торговые, экономические, и другие отношения.

подробнее
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 8 След.