Скульптура
1045
Скульптура

Резьба по дереву

Резьба по дереву

Декоративная резьба по дереву является традиционным видом народного творчества эрзян. Издревле резьбой покрывались предметы повседневного быта: прялки, свадебные сундуки - лари, ткацкие станы, солонки. Наиболее распространенными способами нанесения орнамента были резьба контурная и трехгранно-выемчатая. Орнамент резьбы в основном геометрический: полосы, елочки, треугольники, зигзаги, круглые розетки и др. На свадебных сундуках имеются изображения орудий труда, украшений, человеческих фигур. Домовая резьба располагалась на наличниках окон и досках, предохраняющих концы слег и бревен сруба и крыши. Среди орнаментальных мотивов преобладали бордюры из треугольников, зигзагов, ромбов и других простейших элементов. Розетки из ромбов и кругов с радиально расходящимися лучами применялись для оформления декоративных центров. Большинство узоров выдалбливалось.

подробнее
3139
Скульптура

Жизнь и творчество С. Эрьзи в контексте диалога культур XX века

Творчество талантливого скульптора Степана Дмитриевича Нефедова, раскрывая одну из ярчайших страниц искусства, принадлежит к подлинно народным ценностям нашей культуры. Эрзянин по национальности, он широко известен под именем Эрьзя. Этот псевдоним он взял в честь своего малочисленного народа как дань большой любви к нему, заложившему в нем основу художественного мастерства. В своем творчестве Эрьзя опирался на лучшие образцы русского и мирового искусства, оставаясь при этом сыном своего народа, неуловимыми нитями связанным с родной землей, ее природой, с ее вековыми традициями в области народного творчества.

подробнее
2033
Скульптура

Эрьзя Степан Дмитриевич

Эрьзя Степан Дмитриевич

Имя скульптора Эрьзи широко известно и в России и за рубежом. Степан Дмитриевич Нефедов взял себе псевдонимом название одной из этнографических групп мордовского народа - эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая мощь произведений - в их национальной самобытности и исконной народности. Прошедший большую жизненную школу, хорошо знавший и талантливо, смело претворявший в своем творчестве традиции мирового и русского искусства, скульптор всегда при этом оставался сыном своего народа.

подробнее