Этнос
3747
История

Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина

Народы идут по разным дорогам истории: столбовым, проселочным, по бездорожью. Их судьба зависит от времени возникновения, географической среды, соседей, генофонда, количества населения, других факторов, от Провидения, которое, в сущности, определяет все.

Народ эрзя изведал все виды дорог. До 1237 года он жил в системе национальной государственности, в первой половине XIII века - в составе Пургасовой Руси (восточная ее часть), которую летописец мыслил как одно из русских княжеств. Мирное его существование сопровождалось военным противостоянием с соседними княжествами, а с 1237 года – с монголо-татарами, что препятствовало нормальному мирному развитию. Однако он исполнил свое историческое предназначение, о чем со всей определенностью свидетельствует его героический эпос «Масторава», как художественное выражение этно-исторического и государственно-политического сознания народа.

подробнее
5319
История

Историческая география древнемордовских племен

Этническая территория проживания мордовских племен в I – первой половине II тыс.н.э. большинством исследователей определяется пространством, которое располагалось в Цнинско-Окско-Сурском междуречье. Западные границы занимали бассейн Оки от среднего течения до устья, северные проходили по правобережью Волги от устья Оки до устья Суры, восточные - по бассейну Суры от истоков до устья, южная граница проходила по водоразделу рек, текущих на север (Цна, Выша, Вад, Мокша, Уза, Сура) и текущих на юг (Ворона, Хопер, Медведица). На протяжении I-го и начала II-го тысячелетия н.э. границы этого огромного пространства оставались почти без существенных изменений.

подробнее
3893
История

Этнокультурный портрет одного народа в контексте русской журналистики конца ХIХ – начала ХХ века

Этнокультурный портрет одного народа в контексте русской журналистики конца ХIХ – начала ХХ века

Можно с сожалением констатировать, что этнокультурный портрет мордвы как этноса современными учеными почти не рассматривался. Отметим лишь высказывания о мордве некоторых выдающихся мыслителей, в частности, Л. Н. Толстого, указавшего на такое национальное качество мордвы, как упорство; А. М. Горького, давшего яркие мордовские образы во многих произведениях; Н. Флеровского (В. В. Берви), говорившего о «поэтичном» мордвине.

подробнее
2958
История

Эрзянские святыни Нижегородской области

Эрзянские святыни Нижегородской области

Рассказ о поездке выходного дня по мордовским (эрзянским) святилищам Лукояновского района Нижегородской области: священной рощи Явлей, Лукаш, кургана Кшекуравай, а также посещении могилы Тани Савичевой, Кипящего источника, Серафимо-Понетаевского монастыря и усадьбы Карамзина.

подробнее
1480
История

История

Когда-то во вселенной никого и ничего не было. Хаос царил в мире. И был в это время владыкой вселенной могучий Чампаз. И создал он воды, но было это безбрежное море мёртвым. В тоске скитался могучий Чампаз по этому безжизненному миру, ещё не ведал он своей силы, не знал, что каждое его действие может стать творением нового. Но однажды сотворил он Птицу, большую Птицу, Великую Птицу...

подробнее
11781
История

Древние корни эрзянского народа. Древне-мордовский эпос «МАСТОРАВА»

В России наш народ знают под именем «мордва». Мон – эрзя, я – эрзя, - представительница одного из мордовских народов. Любителям изобразительных искусств, несомненно, известно имя прославленного скульптора Степана Эрьзи, но мало кто из россиян догадывается, что «Эрьзя» - это не фамилия, а псевдоним, означающий имя народа. Степан Дмитриевич Нефёдов гордился своими корнями, и желал, чтобы имя нашего народа было известно во всём мире.

подробнее
Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8