Костюм
1602
Костюм

Костюм

Мужская одежда эрзян

Основными частями мужского костюма у эрзи является рубаха (панар ) и штаны (понскт). Их шили из домотканого холста. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали самотканым узким пояском или ремнем. Летом мужчины в прошлом носили распашную одежду из холста, наподобие халата.

Весной и осенью надевали сумань - вид пальто из сукна черного или коричневого цвета. Его шили в талию, сзади на спине располагались сборки на уровне талии. Также демисезонной одеждой был чапан, который также шился из сукна, но с прямой спинкой и большим запахом на левую или правую сторону, длинными рукавами и воротником шалью. Его одевали в дорогу поверх другой одежды и обычно подпоясывали широким кушаком.

Зимой мужчины носили шубу из выделанных овчин. Их шили с отрезной талией и сборами. Из овчин также шили тулуп, который были длинным и прямым. Его обычно надевали, как и чапан, в дорогу.  Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и черного цвета, большей частью высокие с небольшими полями. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. 

Мужская народная одежда вышла из употребления в XVIII-XIX вв. Переход к современной одежде городского покроя проходил путем заимствования отдельных частей и целых комплексов русского народного костюма. Важное значение в костюме мордвы принадлежало поясу. Кроме того, что он служил украшением, к нему удобно было подвешивать оружие (меч, саблю) и другие необходимые предметы. Пояс обычно изготавливался из полоски кожи и имел серебряную, бронзовую или железную пряжку. Пряжки могли быть простыми — в виде кольца с язычком для застегивания и более сложными — с щитком для прикрепления к ремню.

Щиток богато украшался литым, резным и другими видами узоров, а иногда и полудрагоценными камнями. На нём изображались человеческие лица, узоры, цветы, растения. На другой конец ремня обычно надевался металлический наконечник, который также покрывался различными узорами. С внешней стороны к ремню прикреплялись металлические пластины — бляшки, которые имели различную форму: прямоугольную, квадратную, сердцевидную. Они также украшались узорами и изображениями.

У воинов древней мордвы пояс служил знаком отличия. Чем более уважаем был человек, чем больше он совершил военных подвигов, тем богаче был его пояс. У прославленных воинов он украшался десятками пластин-бляшек. К нему приделывались дополнительные наконечники и пряжки.

Женская одежда эрзянок



Национальная одежда эрзянских женщин очень красочна. Недаром её называют венцом декоративно-прикладного творчества.

Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой - сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе до конца не зашивались на 12-15 см.

Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава и подол, располагаясь широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины одевали богато вышитую рубаху покай. 

Праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия. Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов. Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.

К концу XIX века в традиционный костюм эрзянок вошел передник (запон, паця). Его носили как в обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей из разных расцветок. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д. 

Поверх рубахи женщины носили безрукавки. Их шили из фабричной ткани черного цвета, длинной несколько выше колен. Покрой был в талию с большим количеством оборок сзади. Шейный вырез был круглым, его оторачивали кумачом. У эрзи Теньгушевского района безрукавка называлась шубейкой. Её шили из красного или синего сатина, кашемира или атласа. Подол, проймы, воротник и полы оторачивались мехом сурка и украшался потоками разноцветной материи, лентами, пуговицами и блестками. 

Верхняя распашная одежда из холста (паньжат, импанар). Шили ее из тонкого хорошо отбеленного холста. Покрой ее соответствовал покрою рубахи, но переднее полотнище было разрезано посередине. Украшалась она, как и рубаха вышивкой, бранным тканьем, разноцветными полосками материала. У эрзи руця использовалась в основном в качестве торжественной и праздничной одежды взрослых девушек и замужних женщин. Верхняя теплая одежда и по названию, и по покрою была схожа с мужской.

 

Весной и осенью женщины носили сшитые из сукна сумани. Их шили как прямыми, так и отрезными по талии со вставными клиньями сзади и на боках. Зимой одевали шубу из желтых овчин, иногда их покрывали сукном.

Источники:

1. Лузгин А.С. Богатство народных традиций //Мордовия на рубеже веков.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000.

2. Мордовское народное искусство: Альбом/Сост.: Ю.Ф. Юшкин- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.

3. Мордовский национальный костюм: Альбом/ Сост.: Т.П. Прокина, М.И. Сурина.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.

 4. Мордовский народный костюм : альбом / авт.-сост. Т. П. Прокина ; пер. на англ. яз. Н. Н. Плеханкова ; фот. Б. А. Тишулин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2007. – 464 с.  

5. Энциклопедия «Мордовия», Г.А. Корнишина, Т.П. Прокина.

6. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья: (Материалы к этногенезу).— Чебоксары, 1960. —С. 8.

Рассказать друзьям