Этнос
3036
История

Мужские имена эрзян (Эрзянь церань лемть)

Антяс – значение забыто.  Арис – слово эрзя в иностранном произношении в древности.  Арсян / Арсен – думающий, мыслящий.  Арзамас – от эрзянь + мастор, принадлежащий Стране Эрзян.  Байгуш – подобный капле

подробнее
5564
История

Традиционные личные имена и обычаи имянаречения у эрзян и мокшан

Дохристианский именинник у эрзян и мокшан состоял преимущественно из самобытных имён, хотя включал и ряд заимствованных имён: славянских, арабских, тюркских и др. Он насчитывал более тысячи имен.

Основы традиционных мордовских личных имён обычно обозначают или черту характера — Кежай, Кежут, Кежапа, Кежеват, Кежедей от кежей (злой).

Паруш - от слова паро (хороший) или передают отношение к ребенку, чувства родителей — Вечкас, Вечкуш, Вечкан, Вечковат, Вечкенза от вечкемс - любить, Учай, Учват, Учесь, Учан от учомс – ждать, или называют место рождения ребёнка — Паксяй, Паксют, Пакстян от пакся - поле, Виряй, Виряс, Вирдян от вирь - лес, или содержать намек на время рождения — Нуят, Нуянза, Нуякша от нуемс - жать, Пивцай от пивцемс -молотить и т. д.

подробнее
3076
История

Ранние этапы этногенеза финно-угорских народов

Финно-угры представляют собой этноязыковую общность народов, входящую в уральскую семью языков. Уральская языковая семья включает в себя финно-угорскую и самодийскую ветви. Некоторые исследователи сближают к данной семье юкагирские языки и эскимосско-алеутские языки.

Общая численность финно-угров насчитывает более 20 миллионов человек. В языковом отношении финно-угры делятся на несколько подгрупп. Пермско-финскую подгруппу составляют коми, удмурты и бесермяне. Волжско-финскую группу - мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы. К прибалто-финнам относятся: финны, финны-ингерманландцы, эстонцы, сету, квены в Норвегии, загадочная водь,ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери.

подробнее
6327
История

О появлении древне-мордовских племен

На рубеже нашей эры (2000 лет назад) городецкая культура «переросла» в древне-мордовскую. Археологические сведения и фольклор дают очень скудные сведения  о том, почему и как это происходило. Предположительно, в эти времена древне-мордовские племена существовали, будучи известными окружающим народам под одним из следующих имён : андрофаги, будины, йирки, фиссагеты. Вот как Геродот — "отец истории" — описывает их: «Андрофаги. «Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают  ни  судов, ни законов  и являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый. Это единственное племя людоедов в той стране».

подробнее
1732
История

Нетрадиционные виды оружия и походного снаряжения в комплексе древнемордовского вооружения

К нетрадиционным видам оружия и вооружения относятся те виды, которые в том или ином рассматриваемом комплексе этнических, традиционно использующихся средств нападения и защиты встречаются в единичных экземплярах и, как правило, применяются очень редко. К нетрадиционным видам оружия, целые экземпляры и фрагменты которых, тем не менее, встречаются среди находок в четырех мордовских археологических памятниках (остались названия, упоминаются в древних преданиях), на наш взгляд, следует отнести пращу, арбалет, кистень, булаву.

подробнее
1231
История

Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина

Народы идут по разным дорогам истории: столбовым, проселочным, по бездорожью. Их судьба зависит от времени возникновения, географической среды, соседей, генофонда, количества населения, других факторов, от Провидения, которое, в сущности, определяет все.

Народ эрзя изведал все виды дорог. До 1237 года он жил в системе национальной государственности, в первой половине XIII века - в составе Пургасовой Руси (восточная ее часть), которую летописец мыслил как одно из русских княжеств. Мирное его существование сопровождалось военным противостоянием с соседними княжествами, а с 1237 года – с монголо-татарами, что препятствовало нормальному мирному развитию. Однако он исполнил свое историческое предназначение, о чем со всей определенностью свидетельствует его героический эпос «Масторава», как художественное выражение этно-исторического и государственно-политического сознания народа.

подробнее
3186
История

Историческая география древнемордовских племен

Этническая территория проживания мордовских племен в I – первой половине II тыс.н.э. большинством исследователей определяется пространством, которое располагалось в Цнинско-Окско-Сурском междуречье. Западные границы занимали бассейн Оки от среднего течения до устья, северные проходили по правобережью Волги от устья Оки до устья Суры, восточные - по бассейну Суры от истоков до устья, южная граница проходила по водоразделу рек, текущих на север (Цна, Выша, Вад, Мокша, Уза, Сура) и текущих на юг (Ворона, Хопер, Медведица). На протяжении I-го и начала II-го тысячелетия н.э. границы этого огромного пространства оставались почти без существенных изменений.

подробнее
2209
История

Этнокультурный портрет одного народа в контексте русской журналистики конца ХIХ – начала ХХ века

Этнокультурный портрет одного народа в контексте русской журналистики конца ХIХ – начала ХХ века

Можно с сожалением констатировать, что этнокультурный портрет мордвы как этноса современными учеными почти не рассматривался. Отметим лишь высказывания о мордве некоторых выдающихся мыслителей, в частности, Л. Н. Толстого, указавшего на такое национальное качество мордвы, как упорство; А. М. Горького, давшего яркие мордовские образы во многих произведениях; Н. Флеровского (В. В. Берви), говорившего о «поэтичном» мордвине.

подробнее
1064
История

Эрзянские святыни Нижегородской области

Эрзянские святыни Нижегородской области

Рассказ о поездке выходного дня по мордовским (эрзянским) святилищам Лукояновского района Нижегородской области: священной рощи Явлей, Лукаш, кургана Кшекуравай, а также посещении могилы Тани Савичевой, Кипящего источника, Серафимо-Понетаевского монастыря и усадьбы Карамзина.

подробнее
631
История

История

Когда-то во вселенной никого и ничего не было. Хаос царил в мире. И был в это время владыкой вселенной могучий Чампаз. И создал он воды, но было это безбрежное море мёртвым. В тоске скитался могучий Чампаз по этому безжизненному миру, ещё не ведал он своей силы, не знал, что каждое его действие может стать творением нового. Но однажды сотворил он Птицу, большую Птицу, Великую Птицу...

подробнее
Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 След.