Этнос
6241
История

Военное дело Эрзян и Мокшан в первой половине II тыс. н.э.

Этническая территория проживания мордовских племен большинством исследователей определяется пространством, которое располагалось в Цнинско-Окско-Сурском междуречье. Внутри своей довольно обширной территории мордовские племена жили в основном в тех лесных районах, которые были наиболее благоприятными для ведения хозяйства. Такими районами были бассейны рек Мокши, Суры, Пьяны, Алатыря. С запада земли мордвы непосредственно соприкасались с владениями Рязанского, Муромского и Владимиро-Суздальского княжеств, с севера за Волгой проживали родственные финно-угорские племена мари, на востоке располагалось государство Волжская Булгария, на юге, где проходила естественная граница лесостепи, на ходились кочевья половцев. На севере в долинах рек Теша, Пьяна, Алатырь, нижнее течение Суры проживала эрзя, на юге - в долинах рек Цна, Мокша, верховья Суры проживала мокша.

подробнее
5744
История

Мужские имена эрзян (Эрзянь церань лемть)

Антяс – значение забыто.  Арис – слово эрзя в иностранном произношении в древности.  Арсян / Арсен – думающий, мыслящий.  Арзамас – от эрзянь + мастор, принадлежащий Стране Эрзян.  Байгуш – подобный капле

подробнее
12679
История

Традиционные личные имена и обычаи имянаречения у эрзян и мокшан

Дохристианский именинник у эрзян и мокшан состоял преимущественно из самобытных имён, хотя включал и ряд заимствованных имён: славянских, арабских, тюркских и др. Он насчитывал более тысячи имен.

Основы традиционных мордовских личных имён обычно обозначают или черту характера — Кежай, Кежут, Кежапа, Кежеват, Кежедей от кежей (злой).

Паруш - от слова паро (хороший) или передают отношение к ребенку, чувства родителей — Вечкас, Вечкуш, Вечкан, Вечковат, Вечкенза от вечкемс - любить, Учай, Учват, Учесь, Учан от учомс – ждать, или называют место рождения ребёнка — Паксяй, Паксют, Пакстян от пакся - поле, Виряй, Виряс, Вирдян от вирь - лес, или содержать намек на время рождения — Нуят, Нуянза, Нуякша от нуемс - жать, Пивцай от пивцемс -молотить и т. д.

подробнее
8312
История

Ранние этапы этногенеза финно-угорских народов

Финно-угры представляют собой этноязыковую общность народов, входящую в уральскую семью языков. Уральская языковая семья включает в себя финно-угорскую и самодийскую ветви. Некоторые исследователи сближают к данной семье юкагирские языки и эскимосско-алеутские языки.

Общая численность финно-угров насчитывает более 20 миллионов человек. В языковом отношении финно-угры делятся на несколько подгрупп. Пермско-финскую подгруппу составляют коми, удмурты и бесермяне. Волжско-финскую группу - мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы. К прибалто-финнам относятся: финны, финны-ингерманландцы, эстонцы, сету, квены в Норвегии, загадочная водь,ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери.

подробнее
11327
История

О появлении древне-мордовских племен

На рубеже нашей эры (2000 лет назад) городецкая культура «переросла» в древне-мордовскую. Археологические сведения и фольклор дают очень скудные сведения  о том, почему и как это происходило. Предположительно, в эти времена древне-мордовские племена существовали, будучи известными окружающим народам под одним из следующих имён : андрофаги, будины, йирки, фиссагеты. Вот как Геродот — "отец истории" — описывает их: «Андрофаги. «Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают  ни  судов, ни законов  и являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый. Это единственное племя людоедов в той стране».

подробнее
2860
История

Нетрадиционные виды оружия и походного снаряжения в комплексе древнемордовского вооружения

К нетрадиционным видам оружия и вооружения относятся те виды, которые в том или ином рассматриваемом комплексе этнических, традиционно использующихся средств нападения и защиты встречаются в единичных экземплярах и, как правило, применяются очень редко. К нетрадиционным видам оружия, целые экземпляры и фрагменты которых, тем не менее, встречаются среди находок в четырех мордовских археологических памятниках (остались названия, упоминаются в древних преданиях), на наш взгляд, следует отнести пращу, арбалет, кистень, булаву.

подробнее
2862
История

Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина

Народы идут по разным дорогам истории: столбовым, проселочным, по бездорожью. Их судьба зависит от времени возникновения, географической среды, соседей, генофонда, количества населения, других факторов, от Провидения, которое, в сущности, определяет все.

Народ эрзя изведал все виды дорог. До 1237 года он жил в системе национальной государственности, в первой половине XIII века - в составе Пургасовой Руси (восточная ее часть), которую летописец мыслил как одно из русских княжеств. Мирное его существование сопровождалось военным противостоянием с соседними княжествами, а с 1237 года – с монголо-татарами, что препятствовало нормальному мирному развитию. Однако он исполнил свое историческое предназначение, о чем со всей определенностью свидетельствует его героический эпос «Масторава», как художественное выражение этно-исторического и государственно-политического сознания народа.

подробнее
4696
История

Историческая география древнемордовских племен

Этническая территория проживания мордовских племен в I – первой половине II тыс.н.э. большинством исследователей определяется пространством, которое располагалось в Цнинско-Окско-Сурском междуречье. Западные границы занимали бассейн Оки от среднего течения до устья, северные проходили по правобережью Волги от устья Оки до устья Суры, восточные - по бассейну Суры от истоков до устья, южная граница проходила по водоразделу рек, текущих на север (Цна, Выша, Вад, Мокша, Уза, Сура) и текущих на юг (Ворона, Хопер, Медведица). На протяжении I-го и начала II-го тысячелетия н.э. границы этого огромного пространства оставались почти без существенных изменений.

подробнее
3578
История

Этнокультурный портрет одного народа в контексте русской журналистики конца ХIХ – начала ХХ века

Этнокультурный портрет одного народа в контексте русской журналистики конца ХIХ – начала ХХ века

Можно с сожалением констатировать, что этнокультурный портрет мордвы как этноса современными учеными почти не рассматривался. Отметим лишь высказывания о мордве некоторых выдающихся мыслителей, в частности, Л. Н. Толстого, указавшего на такое национальное качество мордвы, как упорство; А. М. Горького, давшего яркие мордовские образы во многих произведениях; Н. Флеровского (В. В. Берви), говорившего о «поэтичном» мордвине.

подробнее
2348
История

Эрзянские святыни Нижегородской области

Эрзянские святыни Нижегородской области

Рассказ о поездке выходного дня по мордовским (эрзянским) святилищам Лукояновского района Нижегородской области: священной рощи Явлей, Лукаш, кургана Кшекуравай, а также посещении могилы Тани Савичевой, Кипящего источника, Серафимо-Понетаевского монастыря и усадьбы Карамзина.

подробнее
Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 След.