История
1249
История

История

Когда-то во вселенной никого и ничего не было. Хаос царил в мире. И был в это время владыкой вселенной могучий Чампаз. И создал он воды, но было это безбрежное море мёртвым. В тоске скитался могучий Чампаз по этому безжизненному миру, ещё не ведал он своей силы, не знал, что каждое его действие может стать творением нового. Но однажды сотворил он Птицу, большую Птицу, Великую Птицу.

И повелел Чампаз Птице нырнуть на дно мирового океана, достать кусочек ила. И исполнила Птица волю Чампаза, и сотворил Чампаз из кусочка ила землю. Тонкая-тонкая она получилась, идёшь, и качается. Второй раз нырнула Птица на дно, еще раз достала кусочек ила. Сделал из него Чампаз высокие горы. Укрепилась земля на спинах трех рыб. Первой рыбе имя севрюга, а второй имя — белуга, имя третьей рыбы — осётр.

Сотворил Чампаз и небо, а звезды, как камни, были внизу. Чампаз собрал их, рассеял по небу так, что получился Млечный Путь. Теперь по нему сверяют свой полет птицы. И тянется этот птичий путь вокруг света. Так земля и небо возникли. На только что созданной земле выросло Великое Дерево — могучий Дуб.

На то Великое Дерево села Великая Птица. Три яичка она снесла, три птенчика она вывела, три птенчика она высидела. Первый птенец — кукушонок, второй птенец — жаворонок, третий птенец Великой Птицы — соловей. Соловей полетел в кусты, в большой ивняк, кукушка полетела в лес, на большое дерево, жаворонок полетел в большое поле, в хлеба.

Чампаз породил двух богов. Первоначально своего антипода — Идемевсь. И вобрал тот в себя зло мировое, воплотил силы темные. Проклял его Чампаз и изгнал на дно морское, в преисподню, чтобы палил его огонь на веки веков. Породил Чампаз и мать-богиню — Анге-патяй. Вобрала она в себя добро мира, его светлую сторону.

Трех богинь, трех сестер породила Великая Птица. Хозяйку воды — Ведь-аву, хозяйку леса — Вирь-аву, хозяйку поля — Норов-аву. Поселилась шелковолосая Ведь-ава в озерах и реках, в глубоких местах, а Вирь-ава в лесу освоилась. Норов-ава в поле затерялась, в хлебах.

Родились и другие боги. Поселились они на земле. Земля в ту пору была обильной: леса, реки, птицы, звери.

Покровительствовала им Анге-патяй. Вначале она повелела, чтобы рождались детеныши ежедневно. Но вскоре земля переполнилась живыми существами, и взмолились они, жалуясь на тесноту. Послушала их мать-богиня, и с тех пор растения, птицы и звери, рыбы только раз в год дают потомство.

Плодородной была земля и густозаселенной, не было только людей. Шел Чампаз по лесу, увидел пенёк, говорит ему: «Кто там?» Отвечает пенек: «Я». Чам-паз попросил: «Принеси воды». Пенёк ответил: «Не могу ни ходить я, ни брать». — «А ты попробуй»,— говорит могучий владыка. Стал пенёк шевелиться, появились у него руки и ноги, протёр он глаза, видеть стал. Принёс он воды Чампазу. Так возник первый человек. А вскоре людей стало много. Появились народы, племена.

Такова мифологическая версия происхождения мордовского народа, которую в своё время представил известный этнограф XIX века П. И. Мельников, и которая имеет своих сторонников и среди современных мордовских ученых, например, В. Юрченкова.

Другие же придерживаются иной модели, иного мифа. Например, видный современный учёный  Н. Ф. Мокшин считает, что: «творцом мира мордва считала своего верховного бога Шкая (Нишке). Она полагала, что первоначально на свете ничего не было, кроме воды, из которой Шкай создал землю и всё произрастающее на ней. Антиподом Шкая предстает Идемевсь (в облике утки, совы, летучей мыши и др.). В мордовских мифах держателями земли выступают большие речные осетровые рыбы (севрюга, белуга, осётр), живущие в реке Волге, божеством-покровительницей которой считалась Равава (Рав — Волга, ава - женщина).

По мифологическим воззрениям мордвы, земля четырехугольна, в каждом из углов стоит серебряный столб. Столбы эти «друг с другом не встречаются, друг с другом не видятся». В этой связи большой интерес представляет миф «Земля родилась — обычай родился». Начало: Земля родилась — обычай родился, на земле родилась зеленая трава, как посмотрел Нишкепаз, земля-матушка разукрасилась, ещё раз дал на землю чёрного леса, темного леса, смотрит Нишкепаз на землю, земля-матушка разукрасилась, затем Нишкепаз думал-думал, некому леса рубить, некому луга косить, несобранным лес гниет, нескошенной трава валится; смотрит Нишкепаз, сам думает, дам я землю человеческую душу, человеческий род, сначала выпущу эрзянский народ, сначала выпущу эрзянский язык, эрзянский обычай.

Выпустил Нишкепаз эрзянский народ, этот народ сильно вырос-увеличился, на семь сел они размножились, жили-жили семь сел эрзян и начали эрзяне драться, начали эрзяне ругаться. Из-за чего они дерутся-ругаются ? Из-за земли они дерутся и ругаются, еще дерутся эрзяне от того, что не могут разделить между собой лес, не могут скосить луга ...». Далее в мифе говорится о том, как эрзяне избирали себе инязора, который поделил между ними леса и луга ...»

Таковы мифы, таковы были представления древне-мордовского народа о происхождении окружающего мира и своём месте в нём.  А как обстояло дело на самом деле ? Как возник, формировался и развивался мордовский этнос ?

О ПРАПРЕДКАХ  

Как возникал и формировался мордовский народ? Как появился он на страницах многовековой истории человечества?

Мордва — народ финно-угорской языковой семьи. В далеком прошлом все финно-угры жили рядом, в пределах единой территории. Этот вывод общепринят в науке и исходит из исторической реальности «финно-угорского единства». Но где точно размещается прародина финно-угров — вопрос, остающийся до сих пор нерешенным. Пока можно представить себе проходившие в глубокой древности процессы лишь в общих чертах.

8000 – 6000 лет назад.

Прародиной всех финно-угорских народов были районы пограничья двух континентов — Европы и Азии. Именно здесь в Приуралье и Волго-Камье в VI—IV тысячелетиях до нашей эры существовала прауральская этническая общность. Это были племена, культуру которых археологи называют урало-камской. Они были рыболовами и охотниками. Их численность, вероятно, составляла не миллионы и даже не сотни тысяч, а в лучшем случае десятки тысяч человек. Поэтому поселения на этой огромной территорий отделялись сотнями километров. Лишь во время охотничьих странствий возникали кратковременные контакты между отдельными родами.

6500 лет назад.

В середине IV тысячелетия до нашей эры прауральская этническая общность распалась. Пришельцы с юга раскололи ее надвое : можно предположить, что таким образом обособились прафинноугры и прасамодийцы.

6000 – 5000 лет назад.

IV—III тысячелетия до нашей эры — эпоха неолита, нового каменного века — именно тогда появилась техника изготовления орудий из камня с помощью шлифования, пиления и сверления. Появились и новые формы орудий — топоры, долота, резчики и т.д. Жизнь людей изменилась коренным образом. Примерно к эпохе этого времени относятся археологические находки — кремневые ножи и проч. — и следы стоянок древнего человека на территории нашего района возле озера Инерка. Здесь же была обнаружена и медная фигурка — голова медведя. Это говорит о знакомстве людей, живших здесь чуть позже, с медно-литейным производством.

5000- 4900 лет назад.

Эти процессы именуют «неолитической революцией». Видимо, именно она привела к тому, что волго-камские неолитические племена в конце III–начале II тысячелетия до нашей эры выделили из своей среды волосовцев.

Волосовские племена, скорее всего,  были потомками северных индоевропейских племён. Хотя остаётся и взгляд на них, как на финно-угров. В Мордовии их стоянки обнаружены археологами у сел Волгапино, Новый Усад, Ширингуши.

Предметы жизнедеятельности фатьяновской культуры и тип человека этой эпохи (реконструкция).

Жили люди той эпохи в больших прямоугольных землянках, соединенными переходами. Были они охотниками и рыболовами, но с течением времени всё большую роль в их жизни стали играть животноводство и земледелие.

На смену каменному веку шел век бронзовый. Открытие плавки и обработки металлов привело к улучшению жизни людей, следом росла их численность.

На рубеже III и II тысячелетий до нашей эры эти процессы привели к перемещениям скотоводческих племен южно-русских степей на север и северо-восток. Появились пришельцы и в мордовском крае.

Это были фатьяновцы (названы по могильнику у деревни Фатьяново Ярославской области). Они не были финно-уграми, как местное население, а представляли древнебалтийскую ветвь индоевропейцев. Видимо, поэтому долгое время контактов между пришельцами и аборигенами не было, а селились они на высоких, удобных для обороны местах.

3500 лет назад.

Следом за фатьяновцами в середине II тысячелетия до нашей эры пришли абашевцы, немного позднее — племена срубной культуры (названа по характерным бревенчатым сооружениям в могилах). Племена этой культуры участвовали в формировании киммерийцев и позднее скифов.

Волна за волной накатывались пришельцы. Не всегда взаимоотношения с ними были мирными, но схватки и бои чередовались с затишьем, с развитием торговли, взаимовыгодного обмена.

В 1893 году у села Сабанчеева Атяшевского района крестьяне нашли свидетельство этому — клад эпохи бронзы, ныне хранящийся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, — топоры-кельты, наконечник копья, два ножа, кинжал, шейная гривна. Следы происхождения некоторых из этих вещей уводят далеко от Среднего Поволжья — на запад Украины.

2700 лет – 2000 лет назад. 

Пришельцы... Рано или поздно они растворялись в местном населении, обогащали его культуру, сами обогащались. К I тысячелетию до нашей эры этническая пестрота средне-волжских земель исчезла. На обширных пространствах жили только финно-угорские народы. Их культура археологами называется городецкой (или культурой городищ "рогожной керамики") и датируется VII веком до нашей эры — началом нашей эры. Названа так по городищу около г. Спасск-Рязанский, раскопанному в 1898 г.

Строй племен городецкой культуры был патриархально-родовым, но женщины играли ещё большую роль. Семьи пока не стали экономически самостоятельными, поэтому хозяйство велось сообща. Существовала и коллективная собственность.

На севере и северо-западе племена городецкой культуры соседствовали с родственными им по языку и культуре дьяковскими племенами. На юге и юго-западе — со скифами, отношения с которыми  были отнюдь не идиллическими. Скифы охотно нападали на городецкие племена, захватывали рабов, жгли городища. С кочевавшими на юго-востоке  племенами савроматов, а затем сарматов отношения также были натянутыми.

Городецкие племена жили в очень сложных условиях. Тяжёлым трудом добывали люди той эпохи себе пропитание. Земля их не была богата металлами, необходимыми для изготовления орудий труда и оружия.  Следы их материальной культуры в нашем районе обнаружены в Каргашинском городище : украшенная наколками- тычками глиняная посуда. Хозяйство их было комплексным, они занимались охотой, рыбалкой, земледелием, по сравнению с людьми предыдущих времен у них возросла роль скотоводства.

2000 лет назад.

На рубеже нашей эры городецкая культура «переросла» в древне-мордовскую.

По материалам мордовских ученых Н. Мокшина, В. Абрамова, В. Юрченкова

Рассказать друзьям