История
2953
История

Эрзянские святыни Нижегородской области

Рассказ о поездке выходного дня по мордовским (эрзянским) святилищам Лукояновского района Нижегородской области: священной рощи Явлей, Лукаш, кургана Кшекуравай, а также посещении могилы Тани Савичевой, Кипящего источника, Серафимо-Понетаевского монастыря и усадьбы Карамзина.

Кто были коренные жители нижегородской земли до прихода славянских племен? Думаю, большинство нижегородцев ответит, что это мордва. А люди, которые разбираются в истории немного глубже, добавят, что тут с незапамятных времен жил народ эрзя или эрзяне. В принципе, как сообщает энциклопедия, эрзяне это и есть этническая группа мордвы, составляющая большую часть. Но есть исследователи, выделяющие эрзян в отдельный мордовский народ наряду с мокшанами. У эрзян есть свой язык - эрзянский, относящийся к финно-волжской подгруппе уральской семьи. Как и мордва, эрзяне были и частично остаются язычниками.

Эрзя не строили и не строят церквей или каких- то других культовых сооружений. Для них весь мир - величественный божественный храм. Однако, для того, чтобы осуществлять общинные моления (озксы) жрецами, по каким-то, только им видимым признакам, выбирается особое место - место силы. Места силы, в зависимости от функций, различались на Озкскужо (т.е. открытый участок или поляна для молений), репештя (роща или огороженный лесом участок), озномалей, (источник воды) и март-эрямопанд (т.е. центральное святилище, куда собираются несколько общин на ежегодные моления, маар, (курган), святые деревья, камни и т.д.

В своих местах силы эрзяне приносят жертвы, поют песни и просто общаются. В Нижегородской области наиболее компактно эрзяне проживают на территории Арзамасского, Лукояновского и других районов.

Мы уже были на некоторых из мордовских (эрзянских) священных мест: эрзянская священная роща Касанихинское мольбище; эрзянская священное урочище- мольбище у деревни Инютино; эрзянское священное урочище «Моляны» с древним мордовским святилищем – грановым (молянским) камнем.

На этот раз мы решили посетить эрзянские святые места в Лукояновском районе: священная роща Явлей, священная роща Лукаш (Лугакужо), на территории которой еще есть священный источник Лукаш и Алтатный камень предков, а также посетить священный маар (курган) Кшекуравай.

В одни из выходных в середине августа 2013 года мы рано утром выехали из Нижнего Новгорода в сторону Лукояновского района. Посетив по дороге мемориальный комплекс с могилой ленинградской пионерки Тани Савичевой, проехав Лукоянов, мы направились на разведку дороги к священной роще Явлей.

Попытка побывать в священной роще Явлей удалась лишь отчасти.

Согласно карте Яндекс, между деревнями Чиргуши и Нехорошево через эту рощу проходит дорога, которой на самом деле ее нет! Попасть в рощу Явлей со стороны Чиргуши даже пешком невозможно, придется преодолевать заболоченную речку Ежать. Со стороны деревень Пичингуши и Нехорошево есть полевые дороги, но после прошедших дождей искать их мы не решились. А если идти пешком, то по расстоянию это будет почти одинаково, как от этих деревень, так и от имеющейся асфальтовой дороги Лукоянов - Болдино, на участке Большая Аря - Большое Маресьево, недоезжая деревни Елфимово. Была сделана попытка дойти до рощи Явлей с болдинской трассы.

Заброшенные черноземные поля, о которых можно судить по чернейшим муравьиным земляным кучам, сильно заросли березами и густой высокой травой. С большим трудом удалось приблизиться лишь на расстояние 2,5 км (пройдя от дороги всего около 700 м) и удовольствоваться несколькими сделанными обзорными фотографиями, правда, с такого расстояния роща Явлей просматривается довольно хорошо и полностью.

Для того, чтобы дойти до самой рощи, потребовалось бы еще много времени, которого у нас не было, ведь впереди еще предстояло побывать в роще Лукаш и на кургане Кшекуравай.

Поиски священной рощи (Репештя), Лукаш (Лугакужо) не предоставил никаких трудностей. Стоило свернуть с дороги Лукоянов - Гагино у пенькозавода на Новоселки, как почти сразу слева по дороге появился этнопарк Эрзянь Мастор: очень красивые деревянные скульптуры,столы для отдыха,памятник предкам. Там же находится и священный источник (озномалей) Лукаш.

По имеющимся объявлениям на эрзянском языке понятно, что здесь часто проходят различные праздники, слеты с конкурсами песен и плясок.

Стоит еще немного проехать в сторону Новоселок, как справа на обочине появится табличка Лукаш (Лугакужо). Мы свернули от нее направо и добрались до середины леса (после дождей половину пути пришлось пройти пешком). От таблички начинается тропа вглубь рощи к алтарному камню предков.

Это небольшой валун, на котором, как считается, раньше приносили жертвы, рядом с ним имеется табличка и столик для подношений.

Действительно приносились ли на этом камне жертвы? Координаты камня составили: 55°05'08"N 44°44'74"E.

Красивые деревянные скульптуры в этнопарке Эрзянь Мастор, святой источник Лукаш, довольно легко найденный алтарный камень предков - все очень понравилось. Чувствуется, что это были действительно древние святые места для живших здесь еще задолго до русских народов эрзя.

Осталось посетить последнее святое место маар (курган) Кшекуравай.

Вернувшись к Лукоянову, мы направились в сторону деревни Березовка - бывшей огромной деревни, в которой совсем недавно отмечалось ее 300-летие. Но сейчас в ней живет не более 5-7 дворов. По имеющимся у нас координатам до кургана было всего около двух километров, и мы, оставив машину на автобусной остановке, где кончается асфальт, пройдя по насыпи Березовского пруда, направились по раскисшей полевой дороге в сторону кургана. Свернув с дороги к лесу, мы пошли вдоль него. К нашему удивлению, по имеющимся у нас координатам 55°10'17"N 44°26'56"E,  мы нашли Озкскужо (т.е. открытый участок или поляна для молений).

Все говорило о том, что здесь было когда-то тоже эрзянское мольбище. Но где же сам курган Кшекуравай?

Пришлось еще раз вернуться в деревню с надеждой узнать дорогу у местных жителей. После двух плохо соображающих бабушек нам крупно повезло - нам попался местный житель Саша, только что вернувшийся из леса с полной корзиной лисичек. Он объяснил, что то, что мы нашли - действительно какое-то эрзянское мольбище, там еще есть заброшенный святой колодец (который мы не видели). Местные жители называют это место "спорное" (возможно эта земля была когда-то спорной между соседним поселениями).

Чтобы найти курган, продолжил Саша, надо было сразу, как мы подошли к лесу с востока через поле, не двигаться вдоль него, а зайти на север в лес по первой дороге, метров через 700 там должна быть старая просека, повернуть на нее налево, метров через 200 будет стоять идол: если встать к нему лицом, то курган будет слева - в метрах 150.

Если бы не Саша, мы бы ни за что не нашли этот курган, но даже имея довольно подробное описание дороги, с учетом того, что все дороги заросли и завалены, а просека практически не заметна, найти Кшекуравай было довольно сложно. Потратив около двух часов, налазившись по завалам и густому лесу, мы, наконец, натолкнулись на идола (вырезанного из дерева дедушку) с прибитой доской с названием кургана.

Найти сам курган было уже проще. От этого идола до кургана попались еще два указывающих дорогу идолов.

Вот, что пишется про этот курган на сайте мистических мест Нижегородской области:

Курган (т.е. маар) "Кшекуравай" - небольшой природный комплекс рядом с деревней Березовка. В переводе с эрзянского Кшекуравай - "горбушка хлеба". Он представляет из себя небольшой холм (приблизительно около 30 метров в диаметре), сложенный из привозной родовой земли, сложенный в виде хлебного каравая. Многие века он является центром эрзянской земли, Родиной, местом, где живут духи предков всех поколений эрзя.

Все общины привозили землю со своих угодий и складывали её в единый курган, символизирующий единство. Здесь проводилось и проводится главнейшее событие для всего этноса - всенародный Озкс - это съезд (промкс) всех верховных жрецов и старейшин эрзянских общин.

На кургане устанавливается и зажигается огромная восковая свеча штатол (ось мира), которая символизирует единение миров, живущих сейчас, душ умерших предков и Бога. Все прибывающие на Озкс люди приносят горсть земли и кладут в курган. В оврагах неподалеку бьет множество родников и берет начало река Астра.

Да, по-видиму велико было значение этого кургана для народов эрзя.  Но, чтобы вышеупомянутые праздники, как говорится всенародные озксы проводились здесь сейчас, совсем не похоже. Курган зарос густым лесом дороги и подходы к нему тоже. Возможно, раньше вокруг него была большая поляна с удобными подходами. Сейчас все говорит о том, что в последние годы он очень мало посещаем.

Действительно, курган имеет явно искусственное происхождение, размеры его, как и написано, около 30 метров в диаметре, высота около 3-4 метров, и это на ровном месте! Из-за того, что курган сильно зарос лесом, получить представление о нем по фотографии довольно сложно. На плоской вершине установлена мраморная табличка с его названием. Рядом видны следы каких-то раскопок, возможно, какие-то следопыты пытались здесь чего-то найти.

Координаты кургана составили: 55°10'59"N 44°26'58"E. По навигатору  он оказался приблизительно в 760 метрах к северу от обнаруженного эрзянского мольбища «Спорное». В общем, нам очень повезло, что мы вообще смогли его отыскать. Думали, что на поиски кургана уйдет 1,5-2 часа , а потребовалось 4-5 часов, и это при начавшейся после продолжительных дождей душной жаре и полчищах комаров и слепней (особенно в темном сыром лесу).

Все, что было запланировано на этот день, мы посетили, более того, мы побывали в  этнопарке Эрзянь Мастор и нашли эрзянское мольбище "Спорное" южнее кургана Кшекуравай, о существовании которых мы даже не предполагали.

Уже около 8 часов вечера усталые, но довольные мы остановились на ночевку рядом с небольшим прудом, отъехав немного от Березовки.

На следующее утро по возвращении домой мы немного свернули у Шатков с трассы и заехали посмотреть на Серафимо-Понетаевский монастырь в Понетаевке и усадьбу Карамзина в Рогожках.

Понетаевский монастырь сейчас называется скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. На территории его открыт приход с действующими храмами:

храм Всех Скорбящих Радость, храм Сергия Радонежского (верхний), Серафимо-Саровского (нижний). Но большую часть территории бывшего монастыря уже много лет занимает психоневрологический интернат.

Доехав до трассы Первомайск-Арзамас, мы прогулялись по аллее и парку усадьбы Карамзина в селе Рогожка, посмотрели  на сохранившиеся строения, пруд с плавающей беседкой.

Довольные насыщенно проведенными выходными и полученными впечатлениями, мы уже без остановок вернулись в Нижний Новгород, проехав через Арзамас с его красивейшими храмами.

Андрей КУРЯТНИКОВ

Рассказать друзьям