Музыка
1674
Музыка

Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии

Мордовское музыкальное народное творчество олицетворяет собой веками накопленные непреходящие ценности, музыкальный опыт и национально-своеобразный музыкальный язык мордовского народа. Мордовский музыкальный фольклор - органичная часть музыкальной культуры в целом. Он обладает социальной функцией и способствует комплексному воздействию на личность - духовному, нравственному, эстетическому, так как несет в себе общечеловеческие эмоции и нравственные ценности. С другой стороны, данное искусство несет в себе национальное своеобразие, которое проявляется в национальном характере, языке, этническом самосознании, национальном мировоззрении, а также в своеобразном музыкальном языке, освоение которого будет способствовать накоплению у детей национально-своеобразных интонационно-слуховых представлений.

Музыка композиторов Мордовии тесно связана с народным музыкальным творчеством мордвы; она соединяет в себе как творческие принципы мировой классической музыки, так и принципы развития народного мелоса, рождая новую интонационно-образную систему музыкального мышления. Освоение мордовского профессионального музыкального искусства детьми дошкольного возраста будет способствовать расширению общего и музыкального кругозора, восприятию мордовского национально-своеобразного языка сквозь призму современного музыкального искусства.

Данная программа предназначена для использования как в русских детских дошкольных учреждениях, где дети мордовской национальности составляют меньшинство, так и в смешанных (эрзя-русских и мокша-русских), где дети мордовской национальности составляют большинство.

В первом случае программа осваивается либо в ходе кружковой работы, либо вводится фрагментарно на занятия. При этом в исполнении песен на мордовском языке педагог опирается на детей мордовской национальности. Во втором случае репертуар программы включается либо в ряд занятий, либо на его основе составляются отдельные занятия, полностью посвященные мордовскому музыкальному искусству. В данных типах ДОУ цель музыкального образования средствами мордовской музыки - познакомить детей с мордовским музыкальным искусством, привить любовь и интерес к нему, сформировать чувство уважения к мордовской музыкальной культуре и к культуре народов, населяющих республику.

Также программу возможно использовать в национальных группах и дошкольных учреждениях (где дети мордовской национальности составляют большинство), с условием расширения репертуара, особенно песенного за счет включения большего количества аутентичного музыкального фольклора. В данном случае программа реализуется более полно, систематично и мордовское музыкальное искусство включается в каждое занятие. При этом цель музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства будет звучать так: формирование основ национальной музыкальной культуры, развитие интонационного слуха, воспитание интереса и любви к родной музыкальной культуре, уважение к искусству других народов.

В основу отбора репертуара легли те принципы, которые выдержали проверку временем и те, которые были выдвинуты педагогами в последнее время в связи с гуманизацией процесса образования, а также с опорой на педагогику искусства и народную педагогику.

В программе используются новые образцы подлинного аутентичного мордовского музыкального детского фольклора, бытующего в наши дни в мокшанских и эрзянских селах Мордовии (записаны О.Е.Ерюшкиной в 1995 году).

Младшая группа

Дети младшей группы заинтересованно относятся к музыке, эмоционально на нее откликаются, стремятся к музыкальной деятельности. Приобщение их к мордовской музыкальной культуре происходит за счет введения в репертуар для слушания и ритмики мордовской народной и композиторской музыки. Раннее освоение национально-своеобразного музыкального языка обогатит опыт детей, сформирует художественный вкус.

Средняя группа

В 4-5 лет ребенок становится более крепким и подвижным, его внимание - устойчивее; ярче выражены самостоятельность и заинтересованность.

В этом возрасте необходимо воспитывать устойчивый интерес к различным видам музыкальной деятельности, обогащать музыкальные впечатления путем введения в репертуар мордовской музыки; вызывать у детей эмоциональный отклик на мордовские народные песни, желание их петь; формировать чувство национального самосознания; развивать творческие проявления.

Старшая группа

Музыкальные особенности детей старшего возраста активизируются путем постижения звуков, развитием восприятия окружающего мира, умением выражать музыкальными звуками свои впечатления. Дети пятилетнего возраста с удовольствием занимаются разнообразной творческой деятельностью. Главное зерно обучения детей музыкальному фольклору как способу творческого самовыражения и межличностного общения составляет метод освоения фольклорного материала. На музыкальных занятиях дети старшей группы продолжают учиться слушать национальную музыку и размышлять о ней, красиво и выразительно исполнять мордовские народные песни, разучивать национальные движения под музыку и играть на народных инструментах.

Подготовительная группа

Шестилетний возраст - это тот возраст, когда возможно естественное, полноценное и глубокое освоение народной музыкальной культуры, чему способствуют следующие предпосылки:

- в этот возрастной период фольклор близок детскому мироощущению и мировоззрению из-за способности детей целостно воспринимать мир и видеть окружающие предметы живыми и одушевленными;

- в этом возрасте у детей хорошо развито эмоционально-образное мышление, сенсорные способности;

- шестилетние дети обладают определенными умениями и навыками восприятия и интонирования народных песен, игры на народных инструментах, исполнения национальных танцевальных движений.

С другой стороны, учет специфики фольклора позволяет сделать музыкальные занятия более интересными, так как:

- музыкальному фольклору свойственен эмоционально насыщенный, оптимистический настрой музыкального языка, что находит непосредственный отклик в душе ребенка;

- календарно-обрядовые истоки музыкального фольклора позволяют насытить программу игровым материалом;

- образность, сказочность сюжетов многих народных песен позволяет развивать фантазию детей;

- нравственный контекст музыкальных произведений способствует формированию нравственно-эстетических качеств ребенка.

Особое значение имеет правильно отобранный программный музыкальный материал. Народные песни способствуют возникновению интереса к родной культуре, возрождению этнического самосознания. Они близки и понятны детям, чему способствует простота содержания и формы, естественность и яркость чувств, заложенных в произведениях народно-песенного творчества. Произведения музыкального фольклора, особенно архаичные жанры, складывались без помощи музыкального инструмента, поэтому очень удобны для исполнения детьми. Объем таких песен - в пределах терции, кварты, квинты, которые заполняются двумя - тремя звуками, что соответствует небольшому объему детского голоса. Мелодия имеет попевочное строение, позволяющее быстро запоминать мелодию. Ритм народных песен, отобранных для исполнения детьми, простой, акцентный, в основном, используются восьмые и четвертные длительности. Повторность фраз также способствует запоминанию. Наличие запева у песни позволяет детям отдохнуть в то время, когда поет запевала, что способствует гигиене и охране детского голоса.

Рассматривая репертуар программы, надо отметить, что детям дошкольного возраста наиболее доступны для исполнения календарно-обрядовые песни - заклички, колядки, - а также игровые, шуточные, хороводные песни. Произведения детского музыкального фольклора - прибаутки, потешки, пестушки больше похожи не на песни, а на творческие задания - упражнения, направленные на развитие дикции, ритмического чувства, закрепление интонационно-попевочного словаря. Главная их цель - в ходе забавной игры подготовить ребенка к познанию окружающего мира. Такие произведения детского музыкального фольклора являются умственной и физической тренировкой, школой нравственного и эстетического воспитания. Нередко произведения детского фольклора представляют собой шуточные подражания серьезным делам взрослых, в ходе освоения которых дети проходят как бы психологическую подготовку к производственно-хозяйственной деятельности.

Особое значение имеют колыбельные песни, исполнение которых детьми позволит освоить ими такой вокальный навык как кантиленное пение, а также даст возможность реализовать свои добрые чувства в художественном образе.

Большую роль в дошкольном музыкальном воспитании играет фольклорная музыкальная игра, которая компенсирует недостаточность физических, умственных и эмоциональных нагрузок, несет отдых и подпитывает детей положительной энергией. Народные музыкальные игры сочетают в себе практическую педагогику, искусство и физическую культуру в едином гармоническом сочетании. Все это делает отмеченные выше жанры мордовского музыкального фольклора неоценимым источником музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Произведения взрослого фольклора требуют для понимания большой подготовки, высокой музыкальной культуры, и в силу возраста дети этого сделать не могут. Поэтому нужна тщательная репертуарная политика, избегающая необоснованного использования репертуара взрослых в подборе материала для пения.

С народной песней детей необходимо знакомить в подлинном виде, не используя обработок. При большом количестве куплетов их можно сократить, не нарушая общей канвы содержания. Особое значение имеют песни, в которых народ обращается к природе. Однако часто в некоторых песнях встречается «поэтический параллелизм», когда изображенные в песне образы птиц, животных, растений служат прообразом взаимоотношений людей и их переживаний, как, например, в песне «Селека» («Селезень»). В таких песнях можно использовать для исполнения лишь первую часть, связанную с природой.

Манера исполнения народных песен детьми не должна копировать вокальную манеру взрослых; дети должны петь естественным звуком, в большей степени обращая внимание на образное исполнение песни. Часто вокально-тембровая окраска пения зависит от жанра песни, среды ее бытования. Так, колядки у мордвы «кричат»; заклички дождя, весны, птиц - скандируют; колыбельные поют нежно и светло; хороводные и частые песни поют свободно, открыто, немного напряженно, звеняще; прибаутки и потешки исполняют в мелодекламационной манере, меняя интонацию в зависимости от образа персонажа.

Чтобы дети хорошо запомнили песню, надо чаще переносить ее в быт, в детскую игру; исполнять на праздниках и в развлечениях.

Большое значение в практике дошкольного музыкального воспитания имеют музыкальные игры под пение (во второй младшей группе - под пение воспитателя; в средней, старшей и подготовительной - под пение детей и воспитателя). Под пение детей проводятся игры, где нет бега, прыжков и действие развивается спокойно, так как при активных действиях затрудняется дыхание и детям становится трудно петь; увлеченные действием, дети также нередко перестают петь. Если игра требует движения, то дети делятся на две группы: одна группа поет, другая - принимает участие в инсценировке и исполняет движения. Потом группы меняются функциями. Данные игры проводятся без сопровождения.

Песни для игры берутся с развитым сюжетом и яркими персонажами, поэтому не каждая народная песня пригодна для игры. Педагог почти не показывает движений детям, чтобы не вызвать «слепого» копирования, а стремится в беседе с детьми подробно рассмотреть характер, действия персонажа, его сказочные или жизненные прообразы и, исходя из этого, передать образ в движении. Лишь при явном затруднении детей педагог показывает сам действие персонажа.

Детям будет интересно узнать, что предметы домашней утвари (ведра, тазы, сковородки) могут использоваться как музыкальные инструменты. Обследование этих звучащих предметов поможет сформировать у ребенка интерес к миру звуков, развить способность различать их звучание по высоте и интенсивности, развивать чувство ритма.

Движения под музыку создают приподнятое настроение у детей. Им хочется действовать. Важно эту инициативу направить на освоение новых движений или на их закрепление, научить детей действовать согласованно, развить координацию. Танец «Кужень моро» может быть исполнен в хороводе: в течении первых четырех тактов дети двигаются по кругу хороводным шагом, затем, остановившись лицом в центр, активно притопывают одной ножкой, руки при этом можно поднять вверх, слегка прикрыв пальцами ладонь. Такие ритмичные притопы (упрощенные «дробушки») используются и в других танцах в сочетании с движениями рук («полочка» - кулачок одной руки на поясе, другая ладонь охватывает его сверху).

В основе обучения ритмическим движениям лежат подражательные действия малышей. Начиная работу в этой области, педагог обращает внимание на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, помогает правильно реагировать на смену частей, показывает, как надо это делать. Необходимо работать над качеством движений и, прежде всего, ходьбы и бега. Музыка поможет выполнять их выразительно и ритмично. Музыкально-ритмические движения могут сопровождаться шумовыми инструментами, которые подчеркнут ритмическую пульсацию.

Пьеса для фортепиано «Осенью» И.Соколовой передает детям печаль, подведет к раздумью. В пьесе «У Суры» Н.Бояркина дети услышат спокойную, величавую мелодию, которая рисует родные просторы. После нескольких прослушиваний и определения характера музыки покажите детям на рисунке природу Мордовии, ее необъятные леса, поля, реки.

Перед прослушиванием пьесы «Сельский сторож» Н.Бояркина расскажите об ударном мордовском музыкальном инструменте чавоме который раньше использовался для исполнения сторожевых сигналов и сопровождения плясок. Звучащее тело чавомы - гладко выстроганная и пропитанная специальным составом доска, к краям которой крепятся ремни. Подвешивается чавома на шее или локте левой руки. Ударяют по доске деревянным молоточком. Каждая деревенская улица имела свой сторожевой сигнал, он исполнялся после ужина под окнами каждого дома сторожем деревни и означал, что все благополучно.

Обсуждая с детьми приметы весны, спойте эрзянскую народную песню «Тундонь чись» («Весенний день»). Будет лучше, если она будет исполнена на два голоса. Отметьте черты сходства с подобными весенними русскими народными песнями. Можно детям предложить выполнить хороводные движения. Важно, чтобы они чувствовали пульсацию музыки и ритмично двигались.

На основе приобретенного опыта слухового восприятия мордовской музыки у детей появляется желание петь самим. У русских детей сложность будет в запоминании и воспроизведении текста. Не ждите быстрых результатов, пусть ребенок проявляет пока отдельные, повторяющиеся слова, похожие на русские. Опирайтесь на детей мордовской национальности, сами пойте с хорошей артикуляцией, чаще возвращайтесь к русскому переводу, пойте не только на занятиях, но и во время прогулки, тихих игр в группе.

Для детей будет очень полезным, если они вместе с вами откроют для себя радость возможности напевать разные мелодии в соответствии с их собственными сиюминутными настроениями. Самостоятельное использование в своих импровизациях интонаций мордовских песен будет говорить о «врастании» детей в мордовскую музыкальную культуру.

Рассмотрим мордовскую народную сказку «Церынесь велявтсь гулькакс» («Превращенный в голубку мальчик», записанную О.С. Ерюшкиной в с. Сабаево Кочкуровского района).

Краткое содержание сказки

Жили - были старик и старуха. И были у них сынок да дочка. Вскоре старуха померла. Дети просят у отца: «Тетяй, возьми мачеху». Выбрал отец мачеху, а она и говорит: «Не буду с тобой жить, старик, если не погубишь своих детей». Ничего не оставалось делать старику, как взять своих детей, увести в лес и оставить одних. Кричат дети, зовут отца, но на их зов отец не откликается. Поняли все дети. Стали звать лесных леших («Виряву», «Вирень тетят»), чтобы те помогли им скоротать ночь. На их зов откликнулась Баба-Яга, обрадовалась и привела детей в свою избушку. Хорошо накормила мальчика, чтобы потом его съесть. Но дети перехитрили старуху и вместо мальчика в печь попала сама Баба-Яга. Сбежав из избушки, мальчик решил вернуться в избушку Бабы-Яги и забрать ее украшения. Просила сестра не пробовать растопленное масло Бабы-Яги, да мальчик не сдержал свое обещание и превратился в барашка. Виноватым голосом он дает о себе знать. Подошли дети к своему дому, навстречу им мачеха с отцом. Мачеха заставила старика зарезать барашка. Собрала сестра косточки съеденного барашка в носовой платочек. Вскоре из которых вскоре оживает голубка и поет человеческим голосом песню о своей судьбе. Как на диво смотрят мачеха и отец на голубку, от удивления раскрыв рты, в которые голубка бросает горсть иголок. А в сестрин роток голубка бросает ложку меда. Умерли мачеха и отец, а братец с сестренкой стали жить-поживать и добра наживать.

Знакомство с песенками начинается с увлеченного рассказа педагогом указанной сказки. Лучше, если текст и песенные характеристики сказочных героев будут выучены наизусть, тогда появится возможность быть «сказочником» и внимательно следить за реакцией детей. После прослушивания детьми сказки следует провести аналогию между этой мордовской и русской сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Не стоит также забывать, что фольклор возник как отражение целого уклада жизни, который нам мало знаком и который имеет древнюю магически-обрядовую основу, целиком зависящую от земледельческого календаря. Фольклор станет ближе детям, если их посвятить в таинство многих календарно-обрядовых праздников (колядование, закликание весны, птиц и так далее), помочь услышать особые ритмы природы.

В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что при разучивании песни используются различные методы, способствующие возникновению интереса у детей к мордовской народной песне и помогающие более глубоко проникнуться в их суть.

Литература: 

1. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск, 1983.

2. Детские пьесы композиторов Мордовии / Сост. Л. Кубытева. М., 1987.

3. Кирюков Л.П. Мокша-мордовские песни. М., 1935.

4. Кошелева Н. Вирень ёфкс. Лесная сказка. Вирень ёвкс. Саранск, 1999.

5. Люлякина С.М. Тонеть, Мордовиям моран. Саранск, 1990.

6. Мордовские народные песни / Сост. Г.И. Сураев-Королев. М., 1957.

7. Одинокова Т.И. Мордовская музыка в начальной школе. Саранск, 1994.

8. Одинокова Т.И. Мордовский детский музыкальный фольклор в начальной школе. Саранск, 1994.

9. Памятники мордовского музыкального искусства /Сост. Н.И.Бояркин. Т.1. Саранск, 1981.

10. Памятники мордовского музыкального искусства / Сост. Н.И.Бояркин. Т.3. Саранск, 1988.

11. Педагогический репертуар для фортепиано мордовских композиторов / Сост. И.С.Кобозева. Саранск, 1989.

12. Сборник произведений мордовской музыки для баяна / Сост. А.П.Путушкин, Н.В.Каледкина. Саранск, 1993.

13. Устно-поэтическое творчество мордовского народа / Сост. Э.Н.Таракина. Т.8. Саранск, 1978.

14. Цикл фортепианных пьес «Времена года» мордовского композитора М.И.Волкова / Сост. И.С. Кобозева. Саранск, 1989.

Рассказать друзьям