Музыка
774
Музыка

Музыка

Музыкальный фольклор эрзи и мокши близок творчеству других народов финно-угорской группы, в том числе живущих в Поволжье, а также славян. Он представлен как вокальной, так и инструментальной музыкой. 

Древнейшие жанры народного песенного творчества - земледельческие (колядки, веснянки и др.) и семейно-обрядовые песни - характеризуются узкообъемной мелодикой, унисонной и гетерофонной формами совместного пения. В то же время эрзянским песням присущи распевность, вариационное развитие, ладовая переменность, черты полифонического склада. 

Распространенным во всех жанрах эрзянских песен является многоголосие. Эпические и лирические песни бытуют преимущественно в развитых формах 2-, 3-х голосовой бурдонной полифонии, каждый исполнитель обычно ведет индивидуальную мелодию. Наряду с лирическими и эпическими песнями распространены частушки, плясовые и хороводные песни. 

Эрзянскую народную музыку характеризуют строфическая структура в сочетании с вариационным развитием, ангемитонные лады, преимущественно трех-, четырех-, а также пятизвуковые в объеме большой терции, кварты, квинты, большой сексты, малой септимы.

Развиты традиции коллективного и сольного исполнения, часто с инструментальным сопровождением. Среди народных инструментов: духовые - нюди (двойной кларнет), фам (волынка), вешкема (свистковая флейта), кевень тутушка (свистулька из камня); струнные - гарьзи (скрипка), балалайка; ударные – чувтос чавома (деревянный барабан), кальдердема (трещотка), кальцаемат (разновидность ксилофона), баягинеть (колокольчики), пенчт (ложки); седямо (гармоника).

Наиболее распространены инструментальные ансамбли: из двух нюди, нюди и вешкема, фам и различные виды идиофонов. Среди народных исполнителей – это: Серафима Люлякина, Е. П. Кривошеева, Ф. И. Беззубова, Е. И. Родькина и другие. 

Большое влияние на становление профессиональной мордовской культуры оказали русские музыканты С. Серова, Б. М. Трошин, М. И. Душский, а также основоположник композиторской профессиональной школы - Л. П. Кирюков; произведения для оркестра народных инструментов написал Л. И. Воинов. Значительную роль в развитии мордовской )эрзи и мокши) музыки сыграли: музыкально-драматическая студия (1930, с 1932 - Мордовский драматический театр, Мордовская капелла ( позднее - ансамбль песни и танца "Умарина"). 

В 1970-80-х гг. произведения в различных жанрах создали Г. И. Сураев-Королев (фантастическая оратория "Последний суд", песни и др.), Г. Г. Вдовин (лирическая опера "В шесть часов вечера после войны", 1976; оперетта "Главная роль", 1978, музыкальная драма "Ветер с понизовья", 1981; 2 симфонии, кантаты, хоры, песни и др.), Н. В. Кошелева (балетная сюита "Алена Арзамасская", 1979; народная музыкальная картина "Мордовская свадьба", 1982, и др.), Н. Н. Митин (кантата "Молодость страны", 1980; "Песня о Мальчише-Кибальчише" и др.). 

Среди деятелей музыкального искусства: дирижер - заслуженный деятель искусств РСФСР М. И. Фроловский; певцы - народный артист РСФСР Р. М. Беспалова, М. Н. Антонова, А. Н. Куликова, народные артисты Мордовской АССР В. С. Киушкин, заслуженный артист РСФСР Д. И. Еремеев, И. М. Яушев, заслуженный артист Мордовской АССР А. В. Яшнов, Е. А. Охотина; музыковед - заслуженный работник культуры Н. И. Бояркин.

Источники:

Сураев-Королев Г. И. Многоголосие и ладовое строение морд. нар. песни, в кн.: Труды Н.-и. института МАССР, в. 26, Саранск, 1964; 

Бояркин Н. И. Музыкальное искусство, в кн.: Мордва, Саранск, 1981; 

Урицкая Б. С., Музыкальная культура Мордовской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; 

Мордовские народные песни, М., 1957;

Бояркин Н.И.. Становление морд. проф. музыки. Саранск, 1986;

Памятники морд. нар. муз. искусства, т. 1, Саранск, 1981.

ЭРЗЯНСКИЕ ПЕСНИ (видео)

ЭРЗЯНЬ МОРОТ

Рассказать друзьям