Живопись
797
Живопись

Дырин Юрий Александрович


Художник-этнофутурист Юрий Дырин родился в селе Кочкурово Дубенского района Республики Мордовия 25 августа 1967 года. Учился у Владимира Маратовича Шанина в республиканском художественном училище города Саранска. Уже в 1992 году в Мордовском музее изобразительных искусств художник представил первую собственную выставку, после которой его персональные выставки состоялись еще и в Москве, Магдебурге, Таллине, Праге, норвежском Ставерне.

Юрий Александрович – художник и педагог. Он является выразительным представителем мордовского этнофутуристического искусства.

Работы Юрия Дырина поражают своей уникальностью и великолепными образами. В его творчестве собрана и синтезирована в личный уникальный стиль народная мудрость и элементы стилей художественной культуры всего мира. В его картинах обнаруживаются признаки как модерна, так и сюрреализма, фовизма, примитивизма.

Достигнуть такой ассоциативно-колоритной образности невозможно ни стараниями мысли, ни особыми установками. Это оригинально преломленный, истинно индивидуальный стиль творчества, что указывает на высочайший профессионализм художника.

Юрий Дырин непостижим и непостоянен, но в его взрослом утонченном понимании искусства очень хорошо сохраняется чистое, детское восприятие мира. Он, как настоящий творец, не прощается с деликатным взглядом наивного детства.

Художник очень чутко воспринимает и выражает цвета, ритм, линии. Средства выразительности отражают его необыкновенный темперамент. Художник даёт понять своим творчеством, что земные радости жизни каждого человека – просто компоненты жизненных противоречий всего человеческого общества.

Творчество Юрия Александровича разделяется на два отдельных течения: это «минисказки», образы которых навеяны мудростью народного фольклора; и этнофутуристическое искусство – художник объясняет это как работу в стиле творчества народов Мордовии, где вместо традиционных и фольклорных образов бытности акцентами являются исключительно фактурные сочетания орнаментов, повторяющих чертами древние эрзянские росписи на деревянных изделиях, ткани или бытовых предметах. Живописец действительно может называть себя этнофутуристом, умея этническое начало воплощать в существо будущего, соединяя мечту с памятью.

Орнамент в работах Юрия Дырина – это не простой украшающий элемент, а средство приобщения зрителя к тайне бесконечности. По словам Эжена Грассе, орнамент – результат испытания нашей фантазии, элемент того ассортимента средств, с помощью которых появляется ощущение украшенного и одухотворенного праздника.

Художник умеет поразить зрителя «живой декоративностью» картин, богатых обилием рельефных природных фактур. При создании очередного шедевра живописец использует всевозможные натуральные материалы: паклю, птичьи перышки, мешковину и даже шишки. Тщательно подготовленная композиция служит прочной основой для сотворения яркого, поражающего феерическими красками и фактурами полотна. В работах живописца декоративность смело указывает на свою художественную значимость, отображая потаенную форму бытности. Только в завершенной работе с осмысленной художественной формой возможна такая наивно-откровенная непринужденность чувств и игривый характер цвета.

Цвет в картинах Юрия Дырина обретает необыкновенную густоту, содержательность, пылкость и темпераментность. Он проявляет неискушенное желание жизни. Цвета в картинах звучат, будто музыка: цвет солнца раскален до звона, небесный ультрамарин звучит нежной мелодией чувственности, зеленый как-будто шумно льется через край.

Абсолютное звучание цветовых аккордов помогает переосмыслить естество природы, при этом не принадлежа полностью отображаемым явлениям и предметам. В разнообразии красок и хаосе форм и сопоставлений не теряется ни одна деталь. Художник стремится к предельной экспрессивности динамизма, и поступается мазками ради широких колоритных полос.

В работах Юрия Дырина символика цветов неоднозначна, она обладает интуитивными, а не литературными, характеристиками. Произведение получает общесимволическое значение, в котором объединяются понятия жизни, рока, свободы духа.

Одна из главных тайн работ Юрия Дырина – загадка сотворения символа, знака. Знак считается основной составляющей его работ, в искусстве художника ему принадлежит самая главная доля: он содержит в своём значении наиболее важную сущность. Зрителя завораживает мистическое общение живописца со звездой, луной, и непосредственно с цветом, будто с возвышенным оживленным веществом.

Красочно-фактурные работы живописец не ограничивает сжатым цветовым диапазоном. Особенно яркие фактуры используются в цветочных натюрмортах. Некоторые цвето - фактурные сочетания можно было бы посчитать жестокими, но их яркая эмоциональность убеждает в обратном. Для правильного понимания произведения созерцатель должен владеть динамическим восприятием.

Впечатление будет обогащаться по мере приближения к картине, фактура оживет, а цветовые оттенки будут вызывать чувственные ассоциации. А если охватить взглядом картину полностью, т.е. ограничиться единственной точкой зрения, то восприятие при этом не будет полным.

В самые последние годы творческие работы Юрия Дырина поражают всё большей сложностью композиций и раскрепощенностью в применении художественных приемов. Юрий Александрович остается верен своим истокам, корням, духу окружающей его с младенчества природы.

Глядя на картины Юрия Дырина, зритель раскрывает для себя дарованное человеку предчувствие счастья. Сверхчувственные образы картин имеют силу скрытого свидетельства о живущих в вечности неуловимых божественных энергиях, о настоящей красоте. Они проявляются с помощью высоких по сути своей художественных приемов.

Работы живописца хранятся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, у частных коллекционеров Германии, США, Великобритании, Норвегии, Финляндии, России.

Источники:

Художественная галерея "Гостиный двор"

Портал "Современное искусство"

Рассказать друзьям