Живопись
1747
Живопись

Баргов Анатолий Николаевич


Анатолий Николаевич БАРГОВ – заслуженный художник Республики Мордовия, Лауреат премии Главы Республики Мордовия, председатель правления Союза художников РМ, профессор кафедры традиционной народной культуры и современного искусства Мордовии Института национальной культуры МГУ имени Н. П. Огарева. Он работает в жанрах пейзажа, натюрморта и тематической картины.

А. Н. Баргов – один из эрзянских мастеров, который разрабатывает в своем творчестве национальную тему. В изобразительном искусстве Мордовии в начале XXI века находит отражение процесс консолидации народов финно-угорского мира в эпоху глобализации. Проблема глобализации заставляет народы задуматься над этнической самоидентичностью. Это выражается в интересе художников к национальным истокам, восходящей из глубины веков духовной силе предков, помогающей сохранить яркую национальную индивидуальность народам, шагнувшим в эпоху универсализма.

На рубеже XX – XXI веков мордовские художники разными путями стремятся постичь это актуальное «изначальное» как в своей ментальности, так и в искусстве, объединяя этнические экзотические и авангардные формы (представители так называемого этнофутуризма) и переплетая анализ традиций формотворчества старых мастеров с поиском новых изобразительных систем, иного взгляда на мир под углом его точки исхода, кто по-прежнему создавая непосредственно реалистические, натурные образы, действуя в границах традиционного искусства. К последним относится А. Н. Баргов. Его первые работы на национальную тему появляются на рубеже XX – XXI веков.

А. Н. Баргов родился в г. Магнитогорске, детство и юность провел в селах Андреевка и Б. Игнатово Большеигнатовского района РМ. Окончил Ичалковское педагогическое училище (1974), Чувашский государственный педагогический институт имени И. Я. Яковлева (1991, художественно-графический факультет (мастерская Народного художника России Р. Ф. Федорова), в 1995 году принят в члены Союза художников России. Его произведения хранятся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, частных российских и зарубежных коллекциях.

 Начинал художник как пейзажист, создавая серии «Времена года», «Болдинская осень» (1999), «Монастыри России» (2000 – 2003). Широко известны его лирико-эпические пейзажи, посвященные воспеванию красоты родной мордовской земли, они раскрывают интерес автора к национальным истокам, духовным родникам.

Через пейзаж родной Мордовии художник соприкасается с историей и культурой Отечества, внося свою лепту в развитие актуальной духовной проблематики в изобразительном мордовском и современном отечественном искусстве. Среди лучших работ А. Н. Баргова – зимние и летние пейзажи Суры, живописные виды поймы Сивини и Тавлы («Сивинь», 1990, «Сура», 1995, «Весенние воды», 1997), пушкинские места («Болдинская осень», 1999), волжские просторы («Весна. Волжские просторы», 2005).

Его пейзажи «Талая вода» (2008), «Март», (2008) относятся к несомненным удачам автора в этом жанре. Они написаны в красивейших и любимых художником местах Ичалковского и Большеигнатовского районов Мордовии. А. Н. Баргов прекрасно знает их, особенно пейзажи, обрамляющие дорогу через эти районы в Чувашию. Ведь это путь его юности. Сколько раз из родного дома он ездил в Чебоксары, будучи студентом Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева.

Работы написаны в традиционной реалистической манере, легко и свободно объединяя монументальные и лирические интонации в создании образа родной земли.

Чувством преклонения художника перед красотой мира и родной культуры отличаются его натюрморты, написанные автором в разные годы. В букетах нарядных весенних цветов, душистых гроздей сирени, пышных пионов, раскрывается особое праздничное ощущение жизни («Пионы», 2000, «Сирень», 1995, «Цветы», 2009). Часто главными героями его натюрмортов становятся красиво написанные предметы и детали мордовского национального костюма и народного быта («Натюрморт со свечой», 1987).

А. Н. Баргов немало преуспевает в пейзаже и натюрморте, однако учеба у такого большого российского мастера тематической картины, как Ревель Федоров, сформировала стойкий интерес живописца к столь сложному жанру. Уже в зрелый период творчества он вплотную подходит к созданию тематических полотен.

В настоящее время он один из немногих эрзянских художников, который обращается к сюжетно-бытовой картине. Мастер активно разрабатывает национальную тему, стремясь к художественно-философскому осмыслению родной культуры, утверждает необходимость возрождать, беречь и продолжать народные национальные традиции мордвы. Оптимистическими образами многофигурных композиций с ярко выраженным в них хоровым, соборным началом он показывает истинную силу эрзянского народа в единении, в обращении к духовной силе предков, в уважении к этнической архаике национального костюма, танца, песни, обычая и ее современного бытования.

На холстах триптиха «Мордовский праздник» (2000), «Праздник первой борозды» (2004), «Шумбрат, фестиваль!» (2007), «Воскресный день», (2009) мордовские хороводы змейками-ручейками растекаются по приволью нашего края, нарядным красным и белым переливаются национальные костюмы эрзянских женщин. Ритм движения хороводов, цветовых акцентов вызывает ассоциации с журчащей водой родника.

Это Родина, родная земля А. Н. Баргова, которая входит в его душу с молоком матери, с кровью предков и становится чистым истоком жизни, судьбы и творчества.

Национальная тема раскрывается художником под знаком праздничного восприятия бытия, характерного для народного мировидения. Работы отличаются яркой декоративностью, несут в себе заряд энергии, выраженной темпераментной манерой письма. За серию полотен на национальную тему А. Н. Баргов награжден почетным званием Лауреата премии Главы Республики Мордовия.

В картине «Шумбрат, фестиваль!», выбрав точку зрения сверху, высокую линию горизонта, художник вмещает в композицию широкое бескрайнее пространство земли с зелеными лугами, рекой, перелесками, желтеющим полем, уходящими буквально в голубое небо. Природа явлена в праздничном фейерверке ярких оттенков цветущего лета. И, как производное от этой земной радости, воспринимается группа поющих и танцующих женщин в национальных эрзянских костюмах. Она составляет смысловой центр картины, располагаясь подвижным, но устойчивым полукругом по горизонтальной оси холста. Уравновешенной гармоничной композицией мастер прославляет красоту родного края, культуру его народа.

Крупные тематические картины художника, посвященные национальной теме, не раз экспонировались на престижных международных, российских, региональных и республиканских выставках. Среди них: региональная художественная выставка «Большая Волга. Искусство республик Поволжья». Саранск, 2004; Всероссийская выставка «Образ Родины», Вологда, 2006; международная выставка «Ялгат», Саранск, 2007; республиканская выставка, посвященная 70-летию Союза художников, Саранск, 2007; региональная выставка «Единение», Нижний Новгород, 2007; Всероссийская выставка «Отечество», Москва, 2008; региональная выставка «Большая Волга – Х», Чебоксары – Самара, 2008; Всероссийская художественная выставка “Россия – XI”. Москва, 2009; «Большая Волга в Москве», 2009; зарубежная «Большая Волга в Минске», 2009.

Его картина «Шумбрат, фестиваль!» являлась идейным и композиционным центром экспозиций передвижной художественной выставки «Моя Мордовия» в рамках Дней Республики Мордовия, посвященных празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства «Все мы – Россия», в Ульяновской, Пензенской и Самарской областях.

Тематические полотна А. Н. Баргова вносят актуальное содержание в развитие современного национального искусства Мордовии.

Елена Голышенкова,  искусствовед, член Союза художников России

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи

Портал "Современное искусство"

Рассказать друзьям