Скульптура
1147
Скульптура

Резьба по дереву

Декоративная резьба по дереву является традиционным видом народного творчества эрзян. Издревле резьбой покрывались предметы повседневного быта: прялки, свадебные сундуки - лари, ткацкие станы, солонки. Наиболее распространенными способами нанесения орнамента были резьба контурная и трехгранно-выемчатая.

Орнамент резьбы в основном геометрический: полосы, елочки, треугольники, зигзаги, круглые розетки и др. На свадебных сундуках имеются изображения орудий труда, украшений, человеческих фигур. Домовая резьба располагалась на наличниках окон и досках, предохраняющих концы слег и бревен сруба и крыши.

Среди орнаментальных мотивов преобладали бордюры из треугольников, зигзагов, ромбов и других простейших элементов. Розетки из ромбов и кругов с радиально расходящимися лучами применялись для оформления декоративных центров. Большинство узоров выдалбливалось.

С середины XIX века в среднем Посурье, а также в северных районах расселения эрзян получает распространение глухая резьба с растительными орнаментами: виноградных лоз, цветочных розеток, а также с фигурами птиц и зверей. В начале ХХ века появляется у накладная и пропильная или ажурная резьба. Значительное развитие у эрзян Кочкуровского района получила скульптурная резьба. Самые распространенные мотивы в ней - фигура коня или конская голова, а также утки. 

Важно отметить тот факт, что в резьбе по дереву достаточно четко просматривались традиции этносов, и в то же время заметны и некоторые внутриэтнические (мокшанско-эрзянские) различия.

Своеобразие домовой резьбы у эрзян связано с конструктивными особенностями жилища. Декор, так называемой самцовой конструкции избы, широко бытовавшей в начале XX века, был предельно лаконичен. Доски, украшенные резьбой, выполняли утилитарные функции, они служили для защиты выступающих торцов кровельных слег, предохраняя их от дождя и снега.

В конструкцию крыши вводились доски - причелины, крылья, подкрылки, украшенные резьбой. Для этой же цели к торцам верхних повальных бревен прикреплялись короткие доски –«полотенца», малые подкрылки. Иногда центральной формой, словно венчающей флейгер, служит стилизованное изображение человеческой фигуры, что несет следы глубокой древности, говорит о далеком прошлом языческих эрзян и мокшан.

В орнаменте домовой резьбы прошлого столетия преобладали бордюры из треугольников, зигзагов, ромбов и других простейших элементов. Розетка из ромбов, круги с радикально расходящимися лучами оформляли центр фронтона избы или входы. Большинство узоров долбленые, края досок профилированы.

В присурских и приалатырских селениях эрзян распространилась глухая резьба (корабельная резь). Высокий художественный уровень ее определялся непосредственным влиянием декоративной резьбы волжских судов и отражал в целом художественную культуру края.

Среди артелей плотников, строивших суда, были и эрзяне. Артели плотничьего дела работали по деревням в свободное от судостроения время, строили крестьянские избы, переносили корабельную резьбу на оформление домов. Но пришло время, когда на Волге, как и на других судоходных реках, старинные расшивы, мокшаны, коновязи, суряки, украшенные богатой резьбой, были вытеснены паровыми судами. Оставшись не у дел, корабельные резчики уходили в деревни, расположенные вблизи рек, распространяя там искусство резьбы по дереву.

В глухой домовой резьбе эрзян преобладал растительный орнамент. Располагал его мастер-резчик в основном на лобовых досках, на границе фронтона и сруба и на досках фронтона. Главным элементом была стилизованная ветвь, плавно изгибающаяся. От нее в обе стороны отходили овальные завитки. На конце ветви и в завитках с листьями вырезали цветок или плод, виноградную кисть. Это были мотивы, характерные для глухой резьбы в Нижегородском крае.

На ставнях дома чаще всего помещалось стилизованное изображение вазы со стилизованными же цветами (село Поводимово Дубенского района). Изредка в растительный орнамент вплетались фигуры птиц, животных и вырезались год постройки, инициалы хозяина или мастера, выполнившего резной узор дома.

Глухая резьба по сравнению с трехгранно-выемчатой требовала больше труда и больше ценилась. Поскольку она была довольно дорогой, то ею украшали свои дома зажиточные эрзяне.

Использовались в украшении дома несложные геометрические узоры трехгранно-выемчатой резьбы, которая бытовала на крестьянской утвари эрзян. С конца XIX века в резном уборе дома появились пропильные украшения с детализированным рисунком, нашитом на доску. Характер орнамента здесь часто зависел от свойств дерева и еще больше от инструмента. Технология пропильной резьбы позволяла создавать криволинейные узоры.

Говоря о внутри этнических различиях в символике резьбы на предметах быта, необходимо отметить бытовавшие в эрзянских селениях и сохранившиеся в музейных коллекциях резные кадушки – «парь», подвергавшиеся наибольшей художественной обработке.

Парь —долбленая кадушка с крышкой высотой 60—90 сантиметров, диаметром 40—70 сантиметров — использовалась для хранения приданого невесты. Орнамент паря состоял из изображения гребней, антропоморфных фигур, старинных эрзянских украшений, чаще всего сюлгамов (застежек). Выполнялись узоры ножом, набором прямых и полукруглых стамесок и контурной резьбой. Технические приемы на «парях» свидетельствуют о высоком мастерстве и таланте резчиков.

Традиционная духовная и бытовая культура эрзян, ее народное искусство развивались в тесном взаимодействии с русской культурой под воздействием ее традиций и художественных достижений.                         

Источники:

Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Гл. редкол.: Н.П. Макаркин, А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, и др. – Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 2004. – 992 с.

Народы России. Энциклопедия. Гл.редактор В.А.Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.232-237

Сайт Российского этнографического музея.

Рассказать друзьям