Зачинаю песнь о Мастораве
903
Зачинаю песнь о Мастораве

В России наш народ знают под именем МОРДВА

Рябов Николай Владимирович. Масторава.

В России наш народ знают под именем МОРДВА. 

Историк Лев Гумилев на вопрос о мордовском народе, ответил, что для него из всех народов мордва является единственным исключением. 

По его теории этногенеза, продолжительность жизни каждого этноса составляет примерно 1 600 лет, то есть мордва  должна была давно исчезнуть.  Летописи говорят о многих народах, приходивших на наши земли и «побеждавших» мордву – гуннах, готах, сарматах, савраматах, монголах. Ни гуннов, ни готов, ни сарматов уже не осталось, а мордва всё ещё жива.


Мордва – это не самоназвание. Под именем  мордва объединяются эрзя, мокша, шокша, терюхане (Нижегородская обл.) и каратаи (Татарстан).


Мы представляем наиболее многочисленную группу мордовского народа – эрзю.


Эрзя - корень "ЭРЬ" = ЖИВОЙ. Эрян = живу. Отсюда же однокоренное ЭРА.

По мнению историка Льва Мечникова, древнейшие цивилизации появились на берегах великих исторических рек, каковыми являются Нил, Тигр и Ефрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы.  Какой реки не хватает в этом перечне? Конечно, Волги — великой русской реки. 

Эрзянский этнос возник и развивался в бассейне реки Волги, которую эрзяне называли в древности Равом (РА). 


РА – это наш эрзянский родовой маркер.


Вся Волга от истока с верховий Валдая до его низовий и междуречье Волги и Оки было заселено в древности родственными великоросскими племенами. Валдай в переводе с эрзянского и мокшанского – светлый. Ока = ЙО+КИ (ГА) = сильный поток (шокшинский язык).


История нашего народа и древние знания наших предков нашли своё отражение в  эпических сказаниях, на основе которых был создан эпос "Масторава". Это эпос великороссов - исконных жителей бассейна великой исторической реки Волги. 

Народ, проживающий на берегах Рава, на эрзянском языке звучит как РАСЬКЕ, что очень созвучно слову «РУССКИЙ».


Верховным Богом-творцом ИнеШкиПазом был создан человек ЭРЗЯ:


Богом Человек где создавался?

Где Земли Хозяин зарождался? —

На высоком берегу святого Рава,

Там, где распростерлась Масторава…


Верховный Бог эрзян  — Ине Шка Паз — в дословном переводе Бог Великого Времени  — Бог создатель, Бог-творец, Держатель Времени. Это наша эрзянская основа основ, наш фундамент. Творческое, созидательное начало заложено в основу эрзянской жизни, без него немыслима полноценная Человеческая жизнь.


Человек создаётся  Богом ИнеШкиПазом  из белой глины по своему образу и подобию:


   Вот Инешкипаз из глины белой
   Эрзю-человека зачал делать.
   Взялся сердцем и душой за дело,
   Глаз страшится, руки лепят смело.

      

Затем ИнеШкиПаз создаёт Богиню Анге (жена Инешкапаза, Богиня-мать) и создаёт он её из пены морской – точь в точь как древнегреческая Афродита, богиня Анге появилась из пены морской:


 – Солнце и вода, совокупитесь,
   Жизни дать начало не скупитесь!
   Анге, Ава-женщина, рождайся,
   Пеною морской на свет являйся!

Возраст эпоса исчисляется даже не сотнями лет, а тысячелетиями. 

В пользу этого говорят одновременные параллели и с текстами Библии, и с древнегреческими мифами. 

Герои эрзянского эпоса: Литава, Арса  – богочеловеки, мироустроители, как и в древнегреческих мифах.


Держатели земли, воды, селений, полей — богини-женщины, это также подтверждает древнейший возраст эпоса. Можно с уверенностью утверждать, что  сказания, вошедшие в главу «Век Богов» были созданы в эпоху матриархата. 


Одна из первых попыток составить эпос из эрзянских эпических сказаний была предпринята в 30-е годы Михаилом Тимофеевичем Маркеловым, известным советским этнографом, собирателем сказаний, репрессированным 9 ноября 1937 года. Находясь в ссылке в Томске, он обратился в московское издательство "Академия" с просьбой привлечь к переводу эпоса на русский язык русских поэтов, среди которых были В.Ф.Наседкин и В.В.Казин.

В.Ф.Наседкиным (муж старшей сестры Сергея Есенина — Екатерины, легендарный комиссар, поэт, редактор, переводчик, расстрелян в 1938 г.) было переложено на русский язык одно из эпических сказаний, однако перевод был утерян и до настоящего времени не найден, а потому в России и за её рубежом никому неизвестен.


В.В.Казин должен был перевести сказание "Воздвижение города", в котором речь идёт о воздвижении эрзянами Казани, этот перевод осуществлен Казиным не был из-за утери рукописи.

Но рукописи не горят. Сказание "Воздвижение города" было все-таки найдено и переведено на русский язык, и речь в нем, действительно, идет о строительстве эрзянами во главе с царем Тюштей города Казани, о человеческой жертве, принесенной при строительстве града – молодой девушке Куляше, пожертвовавшей своей юной жизнью.

Развитие общества напрямую связано со способностью человека осваивать территорию своего проживания. И бассейн Рава эрзянами был успешно освоен. 

Изгиб оврага — ров да вал —

Так городецкая культура 

Рельеф природный подчеркнула, 

Сим обозначив ареал 

Эрзянских древних городищ, 

Руси исконных поселений.

Всем известно, что Городецкая культура — это протомордовская археологическая культура железного века (VII век до н.э. –  V век н.э.), памятники которой находятся на территории Казанской, Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Самарской, Тамбовской, Липецкой областей, республик Мордовии, Чувашии и Марий Эл.  

Вдоль всей Волги и её притоков, то здесь, то там встречаются так называемые пещеры Кудеяра, известного по легендам разбойника, грабящего проезжающих и имеющего несметные богатства. Клад Кудеяра ищут и по сей день в этих пещерах и не могут найти. А он лежит на поверхности, невидимый невооруженному глазу и непосвященному сердцу. А если заглянуть в те самые Кудеяровы пещеры, то глазам откроются следы заброшенных каменоломен, где когда-то добывали строительный камень для древних эрзянских городищ – Руси исконных поселений…

Так кто же такой Кудеяр – разбойник с большой дороги или создатель первых городищ в междуречье Волги и Оки, эрзянский патриарх, прародитель эрзянского Рода – достойный продолжатель городецкой археологической культуры, чьи памятники дошли до наших дней в рукотворных рельефах Восточно-Европейской равнины.

Само имя Кудеяр мордовского происхождения: Кудо = дом, ар = встаёт, воздвигается.

Первые древние городища в бассейне Волги были построены древнемордовскими мастерами. 

Древние города эрзян — Рязань, Казань, Пенза. 

Казань — это эрзянский город, и это подтверждается не только эпическим сказанием, но и археологическими данными – в могильниках азалинской археологической культуры археологи находят и описывают ни что иное, как эрзянские пулагаи  — женские набедренные пояса, наиболее яркая  отличительная деталь эрзянского национального женского костюма.

Эрзяне имели рунную письменность. Первые рунные знаки – тешксы, это родовые знаки, обозначающие принадлежность к тому или иному Роду. Тешксы можно увидеть и в наши дни – например,  на могильных крестах. В государственном этнографическом музее в Санкт-Петербурге на представленных здесь парях – кадках для приданного эрзянских невест, а также в элементах вышивки национальных одеяний, эрзянские рунные письмена отлично сохранились.

Древнемордовская вышивка отличается многослойностью и богатством орнаментальных мотивов. В орнаменте эрзянской вышивки нашли широкое применение сетчатые узоры и сложные розетки, построенные на основе многочисленных вариантов ромбов. Встречающаяся  8-угольная розетка  - это тешкс солнца и одновременно тешкс верховного Бога эрзян – ИнеШкаПаза. 

Эрзяне имели свой счет, использовали десятичную систему счисления. Цифры перекликаются с римскими (этруский счет). 

Необходимость в арифметической цифровой системе и календаре возникла с развитием сельского хозяйства. Счет был необходим для учета поголовья скота, измерений площадей, массы, объемов урожая. 

Календарь был востребован в связи с необходимостью фиксации времени посадки и сбора урожая, а так же уходом за растениями.

Эрзяне, подобно другим народам, отсчет времени ведут годами. На эрзянском языке год звучит как «ИЕ» - это сакральное слово, состоящее только из гласных звуков, абсолютно соответствующее сути пракалендаря, и означает оно – ВЕЧНОСТЬ. 

Луна и месяц обозначаются словом «КОВ». Эрзяне придерживались лунного календаря.

В определении годов ИЕ, придерживались солнечной эклиптики-солнцеворота, осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего периода солнцестояния. Год начинался в марте – 23 марта. Сравните: ИЕ и ийа – год на английском языке т.е. летоисчесление на Севере велось по ледоствам.

Нашим предкам были известны созвездия, в эрзянском языке сохранились названия созвездий: Большая Медведица – Кече Пуло, Созвездие Лебедь – Озял, Плеяды – Озяскеть, Сиреус – Старая звезда – СыреУс.

Русский этнограф 19 века А.И. Звездин так характеризует быт эрзян в своей работе «Краткий очерк лукояновского уезда нижегородской губернии»:

«Эрзя на землю и хозяйство смотрит как на святыню, дорожит ими. Они очень чистоплотны и опрятны. Стол, скамьи, лавки в эрзянском доме всегда тщательно вымыты, пол старательно выметен, каравай хлеба и солонка покрыты чистою скатертью».

Основные заповеди, устои эрзянской жизни перечислены в эпическом сказании «Кудадей». 

Имя КУДАДЕЙ сложное и образовано двумя корнями: КУДО + ТЕЙ 

Дословно оно означает «ДОМ + СТРОЙ» или ДОМОСТРОЙ.


Заповеди Кудадея:


  1. Если рождён человеком, будь Человеком и живи по-человеческим законам.
  2. Живи в любви: Души согревать призвана любовь, с нею Человек воскресает вновь.
  3. Живи  разумом, при этом чужим умом не живи, но мудрость перенимай у седых.
  4. Найди своё предназначение.
  5. Сторонись лени и плохих дел.
  6. Дли Род: угасает жизнь без рождения — без потомства нет продолжения. 
  7. Создавай свою семью.
  8. Выбирай невесту с умом: Только разумом ты ищи жену, да изволь себе ровню выбирать: красотой, умом и душой под стать
  9. Верною женой — в доме лад живёт, мужем преданным — богатеет Род.
  10. Семья счастлива детьми.
  11. Детям навыки к труду с малых лет привевайте.
  12.  Будьте трудолюбивы: справен кто в делах — уважаем тот.
  13. Каждому делу – свой срок, вовремя трудись, чтобы вышел толк.
  14. Мало говори, более внимай. 
  15. Будьте мудры душой. Мудрым словом можно мир спасти.
  16. Будьте добрыми. Песнь красивая — добрый человек, о его добре помни весь свой век.
  17. Жить одной семьёй, дружно, сообща и в горе, и в радости.
  18.  Бойтесь немощи, духа нищеты.
  19. Имейте трёхгодичный запас пропитания.
  20. Избирайте высокую, благородную цель.


В V веке племена городецкой культуры подверглись истреблению. Коллективные захоронения   – ямы с изрубленными останками, сопровождают почти каждое городецкое (мордовское) городище. На местах поселений толстый слой золы. 

Дотла были сожжены и древние Казань, Рязань и Пенза. Вот как изображено в эрзянском эпическом сказании «Килява» сожжение Пензы, увиденное глазами главной героини:


  Смотрит – пламя по селу гуляет,
  Как костры, дома сельчан пылают,
  Груды мертвых тел лежат повсюду,
  Криком бьётся сердце: «Не забуду…»
  Над эрзянами ногайцы надругались,
  Вволюшку над ними издевались:
  Гнали к смерти и водой, и толом,
  Взяли верх пожаром да измором.

Так в междуречье великих рек Волги  и Оки погибла древнемордовская цивилизация. Однако остались её следы в виде явно читаемых рельефов древних городищ, археологических артефактов и эпических сказаний, чудом дошедших до наших дней. Чудом, потому как сказания эти, никем не записанные, передавались тысячелетиями из уст в уста, что вызывает восхищение и преклонение перед столь долгой и ясной памятью народной  – долготою своею превосходящей века и тысячелетия. 


Литературное наследие эрзянского народа – это огромный пласт культуры, достойно не изученный и малоизвестный в России.
Невольно приковывает внимание сходство сюжетных линий и мелодика эрзянских эпических сказаний с русскими былинами. Это и битвы богатырей с огнедышащими многоглавыми змеями, это и плачи (лайшемат) о сиротской доле, это и многоэтапные испытания героев, предшествующие долгожданному счастливому концу. И, самое важное, самое объединяющее, на мой взгляд, это историческая единая канва древне-мордовских сказаний и русских былин – защита родной Земли-кормилицы и Рода от разоряющих кочевых набегов. 


Великий русский поэт Сергей Есенин, выходец из народа, со знанием дела писал: «Затерялась Русь в мордве и чуди…»


Примечательно, что один из мордовских народов — шокша, объединяет чудь, мерян и мордву, тем самым является доказательством, что территорию Восточно-Европейской равнины населял единый пранарод, явившийся генофондом Русского мира.


Об этом же говорит древнее название Балтики – Алатырское море, и приток Волги  — река Алатырь,  именно это подтверждает река ШОКША, протекающая в Карелии и одноименная река в Мордовии, именно на это указывают названия ВАЛААМ, ВАЛДАЙ, КАРГОПОЛЬ, КОСТОМУКША  и многие, многие другие, которые легко расшифровать и при помощи нашего эрзянского языка.


Кремль –  в переводе с шокшинского языка «кремля» – высокий, крутой берег речной террасы.


ЯКИМАНКА и ОРДЫНКА – и та, и другая ДОРОГИ, первая от ЯКИ – ХОДИТ, ИДЁТ, вторая – от АРДЫ – ЕДЕТ, СКАЧЕТ в переводе с эрзянского языка.


Равужская набережная – от РАУЖО – «чёрная набережная» в переводе со всех трёх мордовских языков.


Пресня – от ПРЯ – «голова»: возвышенное, головное место.


Новый 2019 год пусть начнётся для каждого из нас мудрыми словами заповеди родоначальника эрзянского рода Кудадея:


Если встанете вы к плечу плечом,

То, сыны мои, враг вам нипочём.

Бойтесь не врагов, бойтесь не орды,

Бойтесь немощи, духа нищеты.

Трёхгодичный пусть копится запас,

От погибели дабы в голод спас.

Если путь высок — помысел высок,

Избирайте путь горний средь дорог.

Благородна цель — к ней смелей иди:

Славных дел, больших, вехи на пути.

Рассказать друзьям
Заповеди Кудадея:

  1. Если рождён человеком, будь Человеком и живи по-человеческим законам.
  2. Живи в любви: Души согревать призвана любовь, с нею Человек воскресает ...">