Не пиши, если можешь

https://www.high-endrolex.com/35

2376
Не пиши, если можешь

Булава - символ мягкой силы?

Поезд Москва-Караганда встретил меня вагоном, которому не менее 50-ти лет и попутчиком до Кургана. По своему обычаю я расспросил его о жизни в Кургане, о делах в Москве. Вам не расскажу, так как это другая тема. В Рязани в 3 часа ночи к нам подсел еще один пассажир до Караганды, который уже утром нас удивил своими воззрениями о жизни, об инопланетянах, о религиях. Мы дали ему выговориться, потому что других вариантов у нас не было.

В другом вагоне ехала Юлия Фионова, которая родом из села Кивать, член правления «Эрзянь вайгель» и руководитель московского танцевального ансамбля «Мазыйка». Мы с ней вместе от Москвы едем на первый Всероссийский фестиваль «Масторавань морот» в Кузоватовском райне в селе Кивать, который до этого семь раз проводился в качестве регионального и межрегиональных.

Но вот Сызрань. Жара. Нас встречает Иван Федорович Рангаев с мамой Юлии Ольгой Ивановной.

Едем в Кузоватовский район Ульяновской области. У дяди Вани большой, ухоженный и уютный дом, встроенная баня, огород без единого сорняка, с ровными грядками и системой полива. Нас кормят вкусным обедом: пельмени, окрошка с холодным квасом. Бросаем вещи и едем в Дом культуры знакомиться с людьми, которые готовят предстоящий праздник. Нас радушно встречает художественный руководитель МБУК РДК Светлана Анатольевна Карницкая, знакомит нас со своей командой, показывает замечательно оснащенный Дом культуры, угощают нас чаем с конфетами.


Оттуда едем в Кивать изучать местность и ход приготовлений.  Везде командная работа, нет недовольных, нет прохлаждающихся, у всех свои задачи, все горды своим праздником, считают его лучшим, все стараются сделать для гостей фестиваля лучший прием!

Резчики готовят скульптуры,



краевед районный занимается баннерами и с удовольствием мне рассказывает о селе КИВАТЬ, о версиях названия села, которые не выдерживают критики и мы договариваемся, что он сделает запросы в другие села с похожими названиями, которые появились раньше и, скорее всего, переселенцы из них дали название селу. Буду ждать с нетерпением информацию от него, так как название села исконно эрзянское, древнее и интригует своим сильным звучанием.

Кто-то МАЦТ готовит под соления,


кто-то раскладывает вокруг КЕРЕМЕТИ изгородь из сухостоя, сплетая в единое каждую ветку, создавая подлинность для сакрального места.


Приветливая сцена, огромный практичный навес от солнца и дождя, какого я не видел еще нигде, аккуратные разбросанные по большой территории рубленные беседки и стационарные торговые места. Красивое место под холмом, окруженное хвойным лесом и оврагами с одной стороны и селом Кивать с другой. Ивы, развешанные лентами разноцветными. Все это переносит нас к мыслям о предках, об их силе духовной, любви к своему языку, к традициям, уважению к родителям. Где Вы сейчас, почему мы теряем Ваши смыслы, почему мы слабже Вас? Помогите нам обрести Ваше знание, научите нас слышать себя, свою кровь, ведь она у нас от Вас, значит, она все знает и должна нас вести…

Пьянство, наркотики, женское курение, разводы, поздние браки - что мы ищем, какими смыслами стали жить? Где было наше государство, когда мужи у власти предали свой народ и его ценности, когда расхапали через ваучеры всё народное и вывезли в другие страны? Покупки спортивных клубов, недвижимости, инвестиции в чужие экономики, оффшоры - мы до сих пор это видим и молчим, ждем, когда кто-то скажет, кто-то сделает. Теперь, когда у нас сформировался лидер, мы все ждем, что наш Президент все должен сделать за всех нас. И самое страшное, мы верим, что это возможно, не желая осознавать, что стабильность развития нашей страны, защита её от перипетий во власти доступна только при развитом патриотичном гражданском обществе. Зачатки его как раз и наблюдаются в таких народом организованных праздниках, как «Масторавань морот» (Ульяновская область), «Раськень ды велень озкс» (Мордовия), «Акша келу» (Мордовия), «Эрзянь лисьмапря» (Нижегородская область), «Масторавань тундо» (Самарская область), «Покш эрзянь чи» (Пензенская область), «Шумбрат!» (Москва) межрегиональный и многие другие, где я еще не побывал, но обязательно буду! И пока я вижу, что только в Ульяновской области высшая власть региона в исполнении Указа Президента «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», своим обязательным присутствием на таких событиях дает четкий сигнал обществу о том, что видит стремление народа к самоорганизации, уважает его и поддерживает. Это является лучшим сигналом для власти на местах, для бизнеса быть вместе с народом, поддерживать его инициативы, которые зарождают заново патриотизм и силу нашей страны, консолидируют общество, возрождают исконные смыслы и формируют новые скрепы.

В Кузоватовском районе я увидел в делах результаты, которые достижимы, когда и власть местная и предприниматели местные, радеющие за свой район, за своё село, за свой народ. Только отсюда, от фундамента мы можем построить основательный и прочный дом, а не шалаш, который сдует очередным ветром с запада, и мы опять по кругу будем его возводить.

Что же мы сами можем делать прямо сейчас? Давайте попробуем отказаться от алкоголя для начала. Научимся получать краски радости от культурного составляющего праздников, от общения, от любви! Научимся уважать чужой труд, начнем поддерживать граждан своей страны, своих соплеменников, а не наполнять её трудовыми мигрантами, развивать и поддерживать своих местных предпринимателей. Разве не это залог социально ответственного бизнеса?

Вечером перед праздничным днем гостеприимный ужин от дяди Вани, баня и интересные разговоры на эрзянском языке о жизни с крепким, ответственным человеком из народа. В гостиницу меня так и не отпустили.

Утром на праздник, хотя открытие официальное по плану только в 15.00. Площадка кипит, что-то доделывается, например, цветы в клумбы пересаживаются полевые (это по нашему, но от души), разворачиваются площадки торговые с сувенирами, с продуктами, первые зеваки уже прогуливаются в предвкушении праздника.

Приезжают ансамбли из разных регионов, собираются в местной школе, всех кормят вкусным обедом, проявляя заботу о людях, которые по несколько часов ехали на праздник. Например, делегация из Мордовии добиралась более 4-х часов и, какой сюрприз для меня - ансамбль «ПАРЫНЗА» из моей родной деревни Паракино! Встречи друзей, общение, новости с регионов, единство.

Сватовство 


Шествие по селу с песнями на эрзянском, на русском, все смешалось, люди и даже конь с повозкой, который вез огромный сундук с приданным невесты.



Обряд продолжился и на самой площадке, правда, несколько скомкано, учитывая, что народ сжал в тиски, облепил артистов, не хватало микрофонов для каждого участника. Но задумка замечательна, познавательна для зрителя и наполняет праздник культурными смыслами традиций наших предков.

Жара под 37, но народу много, навес перед сценой переполнен, поток людей курсирует постоянно от мест питания, где  можно купить свежий шашлык, выпечку, воду (она сегодня шла лучше всего), к сцене, потом к сувенирам, потом на детские аттракционы, к роднику, на  холм, откуда незабываемый вид и на праздник, и на село, и на леса вокруг.

Речь поздравительная от Губернатора Ульяновской области, вручение весомых грантов, которым позавидовали те, кому они не достались. 


Речи других почетных гостей. Все на русском и когда дошла очередь до меня, я уже сомневался, что на празднике много людей, знающих эрзянский язык. Отсюда и вопрос мой был:

-Эрзят тесэ улить?!

-Улииить!

С радостью дружно и с улыбкой громыхнуло мне в ответ. И всем стало радостнее, когда вокруг проявилось столько соплеменников.

Национальные костюмы (женщины в них всегда красивее, величавее), родная речь, конкурсная песня, шоу « Кавто седейть». Все было на высоте, все вдохновляло и наполняло силами. Глава Кузоватовского района Александр Наумович Вильчик подарил мне палицу, изготовленную местным резчиком. Вечером его заместитель по социальным вопросам Ольга Владимировна Емельянова мне рассказала красивую легенду о презенте, которая передается до сих пор из уст в уста жителями деревни Томылов. Якобы основатель этой деревни и правитель деревень вокруг отличался великой мудростью и был справедлив настолько, что жители до сих пор проводят праздник села «Дегильдяй» в его честь и символ его власти - палицу до сих пор хранят в селе, передавая от поколения к поколению и оставляя в тайне дом её хранения. Мне оказана большая честь. Как член Президиума МОО «Межрегиональная общественная организация мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, которое имеет отделения в более чем 50-ти регионах России, от лица нашего объединения благодарю моих соплеменников за сохранение традиций, языка, за действенность. Благодарю администрацию района за приглашение и за развитие фестиваля «Масторавань морот», желаю сохранить и впредь его исходный смысл и национальный колорит, ведь, именно он собирает и будет собирать людей из разных регионов приехать сюда и приобщиться к родному.

И напоследок, хотел бы вынести на обсуждение идею разработки и создания этно-культурного туристического проекта с рабочим названием «Сиянь веле» («Серебряное село»).

Цели проекта: объединение тех национальных деревень, где лучшим образом сохраняются традиции, язык, исконные смыслы о важности труда, образованности, о ценностях традиционной семьи, о патриотичности на базе национального самосознания и общегражданской идентичности; создание комплекса праздников и населенных пунктов по аналогии с Золотым кольцом городов вокруг Москвы для развития этно-туризма  в местах компактного проживания мордовского (мокшанского и эрзянского) народа и оказания финансовой поддержки для сохранения и развития этих территорий, для развития ремесел, традиций; ознакомление граждан нашей страны с народами создавшими и населяющими её; осознание богатства географического и этнографического нашего государства, что безусловно должно стать одним из новых смыслов формирующих общегражданскую идентичность на базе национального и экономического развития опорных, знаковых населенных пунктов, которые на сегодня демонстрируют наличие общины и готовность к строительству современного гражданского общества.

Уже сегодня мы можем включить в этот проект такие населенные пункты, как: Кивать, Ульяновской области с фестивалем «Масторавань морот», Пазёлки Пензенской области с праздником «Покш эрзянь чи", Чукалы, Теризморга, Подлесная Тавла Республики Мордовия с праздниками «Раськень озкс» и другими.

Предлагайте и создавайте новые места! Ждем обращения для того чтобы сверстать календарь праздников на будущий год и сформировать из него комплексный летний международный этно-туристический проект, создать для него отдельную электронную площадку, где на нескольких международных языках пригласить россиян и иностранцев увидеть настоящую Россию, такую, как знаем её мы с Вами.

Проект открыт для участников и для спонсоров, для каждого мы найдем полезные и выгодные условия сотрудничества!

С уважением,

Евгений  ЛЕДЯЙКИН - член Президиума Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, Председатель Правления Отделения в Москве, председатель Правления РОО «Эрзянское культурно-просветительное общество «Голос Эрзи».

ФОТО Евгения ЛЕДЯЙКИНА и Эдуарда РЕТУНСКОГО

Рассказать друзьям

https://www.high-endrolex.com/35