Бути а мон, сестэ ки

https://www.high-endrolex.com/35

1865
Бути а мон, сестэ ки

ЛУКАШ

ksh2.jpg

Роща Лукаш считается памятником природы районного значения, однако этот статус получил не из-за природной красоты. Роща для окрестных эрзянских сёл являлся сакральным местом летних молений Инешкипазу и умершим предкам. То есть роща была природным храмом для многих поколений с глубокой древности. Статус священная роща, почитаемая людьми, осталась не измененным и в настоящее время. Это ныне смешанный лес, еще не старый, где на территории 11 га произрастают, как смешанном ввиде, так и бором сосна, ель, дуб и осина. Береза и осина засоряют ценные породы леса. Как памятник природы закреплен за Разинским лесхозом 30-й квартал Лукояновского лесничества.

   Ныне это комплексный памятник природы и культа, куда входит и этнопарк на роднике «Кельмелисьмалеень лисьмапря». Центр рощи поляна «Лугакужо» на которой розовый алтарный камень. Исторические источники тоже в пользу этого статуса. В записях профессора Императорской Академии Зеленина Д.К. в журнале «Этнография» за 1913 год имеется следующее, что во время традиционного летнего обряда, присутствующий на молебене народ был насильственно крещен в православие. Проведение этнических праздников было запрещено властями.

       В июне 2008 года наша небольшая группа актива музея эрзянской культуры ( Клуб КИЭС)- любителей эрзянской старины провела поиски алтарной поляны. Но прежде были опросы людей старшего поколения в селе Новосёлки (Од веле) из которого поняли, что поиск алтаря приведет к успеху. Камень предков должен быть на месте. Заодно и записали суеверия по отношению этого места - «Если обойти молебную поляну три раза против хода солнца, вы из рощи обратно не выйдете, заплутаете навсегда. Если не страшно, можете проверить». Роща была местом общественных молений, где проводились эрзянские календарные праздники плодородия, помин предков. 

 Наша группа, это четыре мужчины Михаил Репин из Новоселок, Алексей Жагарин из Атингеева, Александр Савкин из Лукоянова и я, директор эрзянского музея культуры Николай Аношкин в течении четырех часов упорно искали алтарный камень, вокруг которого должна быть поляна. Уже отчаялись в результате, припомнили местные суеверия, когда услышали голос из чащи Александра Савкина: «Муи!. Садо тей!» Камень весь оброс густым и длинным мхом, пройдешь рядом и не заметишь.  На радостях сгребли мох, обнажив розовое тело, не пожалев две 1,5 литровые бутылки пива вымыли им алтарь. Пиво шипело на камне подымало восторг в душе после мучительного поиска. Наскоро убрали сухой и прелый валежник вокруг камня. И уже, через несколько дней , благодаря Ивана Понина -(работал начальником Лукояновского ПАП), мы организовали работы по благоустройству поляны. Мною были изготовлены и оформлены плакаты и жертвенный металлический столик. При работах земля оказалась очень жёсткой, веками не тронутый, земляные работы прошли с большим усилием.

      Чтобы закрепить начатое дело, актив музея решил провести праздник, с реконструкцией эрзянских молений. И вот в последнюю субботу июля из Саранска приехали люди. Фонд спасения эрзянского языка, инязор Кшуманцянь Пиргуш (Мусалев Г.Д.) организовал приезд фольклорной группы «Ламзурь», руководимой Щанкиной Раисой. На удивление собралось очень много народа, в основном сельские жители. Поляна леса, возможно, не видела столько народу с времён языческих эрзянских молений…  Обряд поминания настолько была красочной, духовно насыщенной - люди с удивлением слушали «пазморот»- божеские песни, молитвы Инешкипазу, Умершим предкам, провели помин хлебом и мёдом, а за тем, тронулись к роднику, где фольклорная группа провела концерт на эрзянском языке для собравшихся.  Праздник настолько понравился людям, что они подходили к нам  , просили на будущее лето повторить праздник. Так зародилась традиция летних праздников на роднике. После успешного праздника летом 2010 года, в присутствии многочисленных гостей, начальница районного отдела культуры Татьяна Федосеева объявила о решении на 2011 год провести межрегиональный праздник национальных культур «Эрзянь лисьмапря».  До основания ЭТНОПАРКА, остался один шаг.  Благодаря помощи работников культуры Мордовии, в первую очередь фольклорной группе ансамбля «Ламзурь», руководимые сначала Маризь Кемаль, а за тем Раисой Щанкиной от праздников на мааре «Кшекуравае» и керемети пришли праздникам этнической эрзянской культуры на роднике «Кельмелисьмалеень»- этнопарка. Популярность проводимых обрядов растет из года в год – это и есть настоящее возрождение подлинной культуры народа. Организатор и вдохновитель этой работы не признанный официально - подлинный Центр эрзянской культуры, музей эрзянской культуры- самостоятельное подразделение Лукояновской районной культуры.

  Материал посвящен 25-летию Музея эрзянской культуры.

Николай Аношкин . сентябрь 2017 г..



Рассказать друзьям

https://www.high-endrolex.com/35