Бути а мон, сестэ ки
2043
Бути а мон, сестэ ки

АНОМАЛИИ ЭРЗЯНСКОЙ ЗЕМЛИ

DSC01874.JPG 

Эрзянская земля Поволжья,  по сей день, имеет немало загадочных мест, которые связаны с глубоким прошлым коренного народа.  Как правило, это культовые природные объекты, рукотворные памятники, несущие мощную энергетику предков. На протяжении четверти века ими интересуется музей эрзянской культуры. Сменились несколько поколений коренных сельских жителей, на памяти которых еще были проблески ушедшей культуры,  люди знали и помнили каждый уголок своей малой родины, пересказывали рассказы о былой традиции предков, их жизни и верованиях. Всё это - ценная информация и музей со своим активом поставил цель, найти и обнародовать, то, что еще можно. Начали с древних, заброшенных захоронений предков, затем поиском культовых мест. Успехи в этом деле закрепляли благоустройством и установкой памятных знаков и гранитных плит соответствующим текстом. Только этим не ограничились. Были проведены большие и малые мероприятия- праздники, начали проводить посещения , экскурсии культовых памятников. Вся эта многолетняя работа шла на укрепление внутрирайонных экскурсий и туристической деятельностью, но, к сожаления была мало востребованной.  Выходили в печати статьи, печатали их авторитетные журналы, как «Эносфера», «Живая старина», открыли сайты в интернете. Тема наследия предков, обрядовые праздники, фестивали стали не только на слуху, но стали собирать массу народа на этнические праздники.
      Особым, ярким местом массового сбора людей стал созданный музеем Этнопарк- музей эрзянской культуры под открытым небом, где ежегодно проводятся фестивали национальной песни «Эрзянь лисьмапря».  Благодаря источнику около шоссе, этнопарк стал одним из активно посещаемых мест людьми. Тропа к роднику не закрывается даже зимой. Берут люди не только родниковую воду, но приезжают группами просто отдохнуть на природе. Посидеть за дубовыми столами, в мангале жарить шашлык, побродить по полю между больших монументальных скульптур. Аномалия места удивительном покое , ширь полей с перелесками берез, в красоте удаляющихся ландшафтов поймы междуречья рек Шнары и Ежати, и экзотика, аура эрзянского присутствия. Ведь по всей округе эрзянские старинные сёла, а в рощах культовые места верований народа.
      Недалеко от Этнопарка через шоссе в роще Лукаш священная поляна, культовый памятник «Лугакужо». Его тоже посещают люди, но больше местные. Место намоленное предками, эрзяне веками здесь проводили моления, сохранилось в первозданной чистоте. В центре поляны розовый гранитный валун – это алтарь. Активистами музея, это место было очищено от валежника, установлены были жертвенный металлический столик и плакат. Такой - же аншланг установили при входе в рощу. Нами на поляне, по вере предков, проведены обрядовые моления,-  жгли свечи, поминали хлебом-мёдом умерших. Это один из сохранившихся языческих капищ эрзи, имеются и другие, неисследованные.
      Подлинной аномальной зоной являются керемети и маары.  Эти объекты находил и восстанавливал музей. Аномальность их проявляется от недр святилища. Предки, как правило, открывали святилище в лесных дубравах, выросших на доломитовых песках и глинах. По этой причине, на территории святилища-керемети держится незримое напряжение его недр, нередко проявляется карстовым провалом. Тонкая энергетика святилища как бы имеет связь психической энергией массы людей, и она взаимно влияет положительно или отрицательно. Поэтому существовало правило посещения керемети, его никак нельзя нарушать, иначе будут беды. Дух святилища эрзяне называли Кереметом, которому с почтением поклонялись, просили блага, оставляли жертвенную пищу. Керемети были общинными святилищами и на нем моления проходили не часто в отличии от березовых рощ- репешти.  Курганы- маары, сопутствующие кереметь – это привозная плодородная земля. Земля рода, в горсте которой находится дух умершего предка, по - этому в древности для обсыпки маара брали землю с могил предков. Сами маары несут мощную намоленую энергетику.
     Энергию предков содержат большие валуны-камни. В народе считалось, что в них покоится дух предков. По этой причине валуны люди не трогали, считали большим грехом их перемещение или уничтожение, что этим навлекут на себя гнев предков. Но вот, в отличии от камней, священные источники (родники, протекающие колодцы) очищающие. Намоленная вода долго не держится, стекает. В народе считалось, что вода, которая взята  из 12 источников несет целебную силу.
     Аномалия проявляется и в лесных просеках, которые не рубил человек. Они идут как стрела на многие сотни километров, через глухие места и болота. Лесом не прорастают, несмотря на многие века. Причины могут быть с выходом глубинных энергий земли, другого объяснения нет. Аномальными являются глубокие лесные овраги. На лесных овражных мысах в древности эрзяне строили свои убежища- тверди, известны как кородомы. В оврагах лесных укреплений по сей день растут редкие растения, вошедшие в «Красную книгу». Автору материала посчастливилось побывать на этих кородомах, а также участвовать в поиске святилища Алёны Арзамасской, где захоронено ее пепел. Грунтовые глины там, в постоянном движении, рвут корни вековым деревьям и само нахождение в этом овраге весьма напряженное, давит на сердце, на психику – хочется немедленно, сразу уйти с этого места. Эти объекты являются совершенно не исследованными. Музей эрзянской культуры является последовательным исследователем и пропагандистом наследия  оставленное седой стариной , нашими предками.

Николай Аношкин. Март 2017.

Рассказать друзьям