Новости

https://www.high-endrolex.com/35

1853
Новости

Время быстротечно

Эрзянь лисьмапря. Лукояновский район Нижегородской области

Десятилетия  жизни музея эрзянской культуры застолблены юбилейными вехами. И каждый раз, – это отчёт о проделанной работе.  2016 год идёт к завершению. Закрывается еще одна интересная страница жизни и приходит новый год 2017 года – это уже четверть века,  зрелого национального музея, имеющего богатый опыт, традиции и известность.        25 лет самоутверждения, выживания в неблагоприятных экономических условиях, непонимания тех, кто обязан своей властью не только оберегать, но и поддерживать патриотическое начинание. Но эти люди уходят, приходят во власть другие, а дело музея – национальное возрождение, продолжает жить.

ker4.jpg

      Все  эти годы наполнены общением с народом. В какой-то степени некоторые люди были втянуты в орбиту  деятельности музея, прониклись пониманием и сочувствием тем трудностям, с которыми столкнулся новое национальное учреждение культуры, не то клуба, не то музея или непризнанного властью национального центра возрождения культуры эрзянского народа. Постепенно сложился общественный совет такого же общественного учреждения культуры. Главный фактор, что держал людей к интересам музея, даже не национальность, а чувство справедливости по отношению к народу, которые с древности заселил Лукояновскую округу. А может и другое, внутренняя порядочность, что дано человеку воспитанием в семье. Культура – это созидание, красота и восхищение ей.  Она пленяет душу и возвышает дух. Само рождение – музей обязан, в первую очередь местному краеведу и киношнику, -Михаилу Алексеевичу Савлеву. Он, как ни парадоксально, имел весьма смутные представления  об эрзянской национальной культуре, за что взялся! Будучи русским по национальности, как никто понимал кризис, уже тогда был видно, как исчезает национальная культура,-жизнь музея должен быть в руках человека, которому близка и дорога эрзянская культура. Такого он увидел в моём лице и в дальнейшем уступил лидерство, но полностью не отошел от дел музея, стал членом совета и приблизил своих друзей краеведов.

    Прошёл год работы музея на общественных началах. Она не принималась руководством районной культуры всерьез, хотя была поддержана Федеральной Программой возрождения малых поволжских народов, культуры и языка. Но дело было и в другом, из областного центра шли деньги на возрождение мордовской культуры в Лукоянов, а они уходили куда угодно, но на музей. Поэтому прихлопнуть «кормушку» заведующий райотделом культуры не спешил, -мол, сами уйдут без оплаты труда. Оставил общественную работу М.А.Савлев, живой музей остался на моих плечах. Сменилась власть. Отдел культуры возглавила Козлова Н.В.. Она видела, что поток людей в музей не прекращается, но не спешила в приказном порядке утвердить музей как подразделение районной культуры. Для художника, работающего не на окладе, общественная нагрузка стала непосильной. В течении трех месяцев просил и ждал  решения заведующей районной культуры. В сентябре 1994 года по штатному расписанию оплатой труда приказом был определен директором музея. Наша, с Михаилом Савлевым, самодеятельность кончилась. В этот год принята программа работы музея, определился статус- «Музей эрзянской культуры»- «Эрзянь культурань музеесь». Упор был взят на просвещение и пропаганды эрзянского языка, как основы культуры. Определился и состав совета на общественных началах музея. В дальнейшем в каждый год этот состав моих помощников менялся, но не значительно, приходили новые люди. Коллективно решали перспективы работы, так как в отличии от сельских клубов и СДК до нас не доходила методическая литература, ее не могло и быть- самодеятельность наша продолжилась.

 

     Первой задачей директора музея культуры -держать связь с сельскими школами, библиотеками, сельскими Домами культуры. Главная цель была – это внедрение в школьные программы факультатива преподавания эрзянского языка. Для этого потребовалось организации общественной организации «Ассоциации по спасению эрзянского языка им. Д.Т.Надькина.»   В совет музея вошли учителя, библиотечные работники, краеведы и близкие мне по духу люди. С государственной регистрацией общественной организации «ассоциации» они все вошли  как учредители.

  С большой теплотой вспоминаю те годы, когда я с их  помощью организовал преподавание в школах. Участвовал в школьных мероприятиях, проводил уроки- лекции, различные школьные выставки .  Первыми моими помощниками были: М.А.Савлев,  Е.С.Золина,  Н.П.Панькин, В.В.Караванов. У каждого была своя тема выступлений. Показывали видеофильмы, демонстрировали эрзянские песни, читали стихи, рассказывали о природе и ее охране как национального достояния. Хорошим начинанием стало проведение Дня эрзянского языка. Этот праздник стал традицией. 

Ассоциация открыла счёт в коммерческом банке и на первые же спонсорские деньги приобрела в Мордовии учебники и методические материалы для школ. Следующий этап был создание библиотек эрзянской литературы, которыми обеспечили сельские и городские библиотеки. С благодарностью вспоминаю почин Чиргушской основной школы, учителей и директора Мельникову Сайору Мадеминовну, узбечку по национальности. Старейшая учительница школы Анна Степановна Панькина, она профессиональная учительница эрзянского языка вошла совет эрзянского музея. Именно они, учителя Чирьгушской основной школы пошли дальше всех, апробировали программу национальной школы, открыли школьный музей, а затем сельский музей эрзянской культуры и краеведения. Из этой школы в совет музея вошли Лазарева Мария Васильевна и Сорокин Валерий Павлович.

     В родном мне селе Иванцеве, также была налажена работа с детьми в Иванцевской средней школе. Организовать работу факультативов преподавания эрзянского языка помог директор школы Пищаев Константин Николаевич. Из школы в состав совета музея вошли Пищаев К.Н. и Бобков М.С.. Из сельской библиотеки в состав совета вошла Лидия Степановна Эрямкина (Малышева). В школе под руководством Фоминой Нины Андреевны родился детский фольклорный коллектив. Дети активно выступали эрзянскими песнями, стихами, сценками на эрзянском языке, имели успех в городе Сарове и в Нижнем Новгороде. 

     В селе Шандрове на тот период были мои последователи супруги Трофимоы, они вели кружки эрзянского языка и истории, а Евгения Михайловна брала с 1-го класса,  и вела преподавание родного языка и литературы до старших классов. Были начинания и в других школах в селе Атингееве, в селе Пичингуши, в селе Кельдюшеве, но они не получили развитие. К сожалению, из-за дальнего расстояния выезды музея в эти школы были  редкими.

    Годы работы музея шли, каждый день наполнен был встречами с незнакомыми людьми. Но среди них появлялись уже знакомые лица, которые зашли в музей не ради любопытства или личным интересам, получить что-то, а хотели быть причастным делам музея. Такими стали Толкачевы Александр Фёдорович и его половина Валентина. Александр Фёдоровичем познакомились в Березовке, где жил и работал лесником. Благодаря,  Толкачеву,  был найден и благоустроен в лесу маар «Кшекуровай», в дальнейшем все мероприятия были с участием Толкачевых. Совсем неожиданно познакомился с Сергеем Кузьмичом Туршатовым, этот молодой человек нашел меня в выходной день дома. Мы сразу друг другу понравились, его широта взглядов была удивительной (как оказалось он имеет двойное высшие  образование). Познакомился и с его друзьями, живущими в Нижнем Новгороде.

     Я сетовал ему, что мои материалы по эрзянской теме не печатают в районной газете, да и газета «Эрзянь Мастор» публикует не всё, объемные материалы не проходят. Проблему эту решили легко, разместили в интернете на открытом им портале- сайте «Эрзянь ки» и даже книгу- эссэ «Кенерема» на эрзянском языке объемом более 80 печатных страниц. Начали проводить мероприятия и фотовыставки на областном уровне, также с помощью Туршатова продвигать большую фотовыставку «Раськень Валдо» по городам Нижегородской области, рассказывая об обрядах, культуре, национальном костюме эрзянского народа. Сергей Кузьмич, до самой своей кончины, умер в 38 лет, был одним из активнейших членов совета музея.

     В жизни музея было много оригинальных решений. Одни возникали спонтанно, другие подсказывались в ходе общения совета.  Видеостудия «Масторава» воскресла из бывшего, широко известной народной киностудии «Поиск».  Власти, «одурманенные перестройкой» и ломкой ценностей  первые годы 90-х годов, погубили на корню  острый по публикациям центр пропаганды прежних ценностей советской жизни. Савлев Михаил Алексеевич, руководитель киностудии оказался бессилен перед разрушительной волной и сник. Рождение при музее видеостудии окрылило его, и были созданы первые фильмы о жизни районной культуры. Создание клуба «КИЭС»- клуба искателей эрзянской старины возник по согласию с Нижегородскими эрзянами, выходцами из Лукояновского района. Первый поиск проведен на реке Ежати и в роще Лукаш.  Находка культовой поляны, святилища с алтарем, было первым успехом группы.  В составе, которого  были Михаил Филлипович Репин и Алексей Леонтьевич Жагарин и чуть позже Иван Алексеевич Понин, все они обновили состав совета музея. Плодотворная работа группы продолжилась и дальше. Наиболее яркой и неповторимой поездкой и поиском явилась экспедиция к месту захоронения праха легендарной Алёны Арзамасской на реку Мокшу, на границу Рязанской области. Написано мною об этой экспедиции много. В дальнейшем деятельность «КИЭС» была вокруг строительства этнопарка.

      Среди членов совета музея ныне – отдела краеведческого музея: «Эрзянь культурань музеесь» не более десяти человек местных жителей, эрзян и русских и большая группа поддержки по всей России.  Каждый из них в меру несёт посильный вклад в общее дело возрождения культуры, в помощи и участии в мероприятиях музея и проводимых фестивалях районным отделом культуры и  администрации Лукояновского муниципального  района.

     Н.И.Аношкин 2016 г. ( в авторской редакции)

Рассказать друзьям

https://www.high-endrolex.com/35