Не пиши, если можешь

https://www.high-endrolex.com/35

2324
Не пиши, если можешь

Куда поехать летом и зачем?

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

 III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

Конкурсу «Масторавань морот» уже много лет, это всесоюзным он стал третий год. Мне повезло побывать на первом и вот сейчас. Появилось то, что можно сравнивать, стало интересно написать об этом, поразмыслить на тему динамики и направлений в уличных празднованиях мордвы России и в частности эрзян Ульяновской области Кузоватовского района, села Кивать.

Наметилось несколько векторов развития данной культуры, на мой взгляд. Попробую их выделить и оценить. 

 

ШУМБРАТ.

Первый вектор, который к нам перешел из фестивалей фольклорных советского времени, подхвачен властями Мордовии и через Межрегиональную общественную организацию мордовского(мокшанского и эрзянского) народа  получил развитие на межрегиональном уровне посредством общемордовского праздника Шумбрат.  Он становится интереснее, разрастается , структурируется, накапливая опыт проведения его в регионах. Перед Исполкомом нашей общей организации стоит серьезная задача по переводу праздника на федеральный уровень в ближайшее время. Значимость этого события очень велика, горизонты возможностей фестиваля безграничны. Сегодня в России мы уже знаем такие примеры и они в основе своей являются праздниками поля, урожая. У нас же есть уникальная возможность через мировой футбольный чемпионат, через уникальное название праздника, через народные игры «Тюштянь налксемат» придать нашему празднику  акцент пропаганды здорового образа жизни – оздоровление организма через активную жизненную позицию, через спорт, через экологичную среду, через глубинные традиции одного из коренных народов России, который до сих пор сохраняет своё природное знание и желает делиться им с согражданами.

 

 

РАСЬКЕНЬ ОЗКС. Мордовия.

img_3465.JPG

Это вектор народных инициатив. В 1629 году Раськень Озкс был запрещён царским указом. Праздник был возрождён в 1999 году, и с тех пор проводится в селе Чукалы Большеигнатовского района Мордовии. Указом Главы Республики Мордовия (от 17.06.2004 № 80-УГ) Раськень Озкс внесен в перечень государственных национально-фолькорных праздников в Республике Мордовия, популярен среди эрзи, собирает более пяти тысяч человек. Минусом его в сегодняшней обстановке является периодичность проведения 1 раз в 4 года, но значимость его от такой частоты только возрастает. Праздник сформировался по своему репертуару, стилю проведения. Интриги его касаются только каких-то протестных настроений, выстроенных на камеру, но обходят стороной смысловую работу данной площадки, которой по плечам серьезное взаимодействие с властью в уникальном формате народного веча с целью формирования и разрешения актуальных для народа вопросов. Очевидно, что нужно искать векторы развития для данного праздника, но пока он стоит на месте. Даже минимально требуемого развития территории праздника не производится. Разве это кому-нибудь выгодно?

 

 

ЭРЗЯНЬ ЛИСЬМАПРЯ. Нижегородская область.

Эрзянь лисьмапря. Лукояновский район Нижегородской области

Вот тут есть куда развернуться и организаторы данного проекта изначально выбрали уникальный путь развития этно-парка через фольклорный фестиваль. Здесь есть интерес в его посещении каждый год, так как всегда появляется что-то новое, что ты еще не видел и что касается именно твоего народа, твоей культуры. Уникальное место, уникальный праздник. Рожден народной инициативой и сейчас только-только начинает получать заслуженное внимание и поддержку региональных властей.

 

МАСТОРАВАНЬ ТУНДО. Самарская область.

5 июня 2016 в самарском сквере «Родина» было очень весело и многолюдно – здесь состоялся XVIII областной мордовский праздник «Масторавань тундо». Мероприятие было организовано Самарской региональной общественной организацией «Мордовский национально-культурный центр «Масторава» при поддержке министерства культуры Самарской области, ГКУ СО «Дом дружбы народов», РОО «Союз народов Самарской области».

Мне не довелось побывать на данном мероприятии ни разу. Знаю о нем только из статей на нашем сайте от Алексеевой Веры  и рассказов участников. Безусловно масштабное действие, нацеленное на регион самарский, без амбиций выхода на межрегиональный или всероссийский уровни. Ценен и особенен фестиваль , на мой взгляд тем, что здесь тщательно следят за сохранением певческих эрзянских и мокшанских традиций, разделяют жанры исполнения, работают над сохранением аутентичных особенностей.

 

МАСТОРАВАНЬ МОРОТ. Ульяновская область.

Передовой региональный опыт. Крутой проект, классная команда его делает, местное население активно поддерживает проект и участием в праздниках, и вложениями в развитие территории фестиваля, которая используется активно сельчанами круглый год(беседки, родник благоустроенный, керемети, сцена, крытые места для зрителей). Здесь активно перенимают опыт других регионов, но все делают по своему, ничего не копируют, они и сами законодатели традиций проведения народных праздников. Получается талантливо и любопытно, интересно здесь быть. Тут и элементы этнопарка, который мы видим в Нижегородской области, здесь и своя версия обращения Тюшти и зажжения Штатола, уникальное театрализованное развивающееся с каждым годом приветствие Масторавы, уличное шествие по селу можно увидеть только здесь, керемети, которого нет больше нигде, несколько площадок для выступлений, множество конкурсов современных, по стилю соответствующих ток шоу, богатый песенный конкурс, национальная кухня с претензиями для книги рекордов в виде картофельного пирога в 6 метров длиной и по настоящему вкусного, домашнего.  

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

III Всероссийский фестиваль-конкурс мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери-земли»)

Данную площадку я бы отметил в качестве самой развитой среди сегодня существующих аналогичных.  Расположение места не совсем доступное для туризма, это пока сдерживает лавинную популяризацию этого фестиваля. Но это не мешает собираться здесь тысячам людей и  сделать праздник всероссийским – такого статуса нет ни у одного более мордовского праздника.

Я был здесь и в этом году и на этот раз поехал на машине. Туда ехал от Саранска по ульяновской трассе, свернул на Майну и до Кивати. Обратно поехал лесной дорогой через Барыш и Инзу. Рекомендую всем маршрут. Путешествие получилось, как будто по загранице  - неизвестная дорога, глушь, особенные населенные пункты, пейзажи уникальные  - везде люди живут, не все в города тянутся, многие научились без города зарабатывать и жить  хорошо там , где родились.

 

ПОКШ ЭРЗЯНЬ ЧИ. Пензенская область.

Пенза ёнксонь Бессоновской райононь Пазялго велесэ эрьва иень Тровицясто тешкстыть Эрзянь покшчи. Ламоксть савкшнось марсемс, кода Пазялгосо ютавтови сон. Эрьвась шнась, паро мельсэ ёвтнесь, ледстнесь, тердсь молемс. Ды вана понгинек тозонь васенцеде. Тедеде кенярксчись пурназель кавксоцеде. Сонзэ прявт ютавтыцязо – Пензань эрзянь ды мокшонь ошонь национально-культурной автономиясь. Истя жо Пенза областень Правительствась, Бессоновской райононь администрациясь.

Это также вектор народных инициатив в приложении на пензенский регион. Очень удачное и сильное начинание, поддержанное односельчанами. Здесь развивается территория, праздник крепчает, село от него получает серьезные импульсы для сплочения и развития. Прецедент создает хороший пример для других сел, в первую очередь пензенских – делай как мы , делай лучше нас!

 

В последнее время наблюдается хорошая тенденция поддержки народных инициатив властями разных регионов. Как долго это продлится? Неизвестно. Время течет, меняются ветра, нам надо успеть доплыть до следующей гавани, грести быстрее, паруса использовать по возможности, помогать друг другу.

 

 Увидимся на ближайшем фестивале Эрзянь лисьмапря, а потом на Шумбрате, а потом, уже в следующем году, обязательно едем на Масторавань морот.

 

Рассказать друзьям

https://www.high-endrolex.com/35