Не пиши, если можешь
1597
Не пиши, если можешь

Иди и смотри. Раськень Озкс 2016, как это было

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

В более ранних новостях нашего сайта мы приглашали всех на праздник «Раськень Озкс» в Республику Мордовия, рассказали, как он проходил раньше, как планировался в этом году. И вот он состоялся. Что меня удивило в нем и вокруг него, что понравилось, что нет, что вызвало сомнения? 

 

8.07.16.

Целый день моросит. Вечером планируем собраться на лугу, где будет проводиться праздник. Но дождь вносит свои коррективы, принимаем решение ехать туда утром.     

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

9.07.16.

Утро не радостнее, в моей деревне Паракино льет дождь, надеюсь, что  его нет в Чукалах. Еду вместе с племянницей, она предложила мне помочь на празднике с миссией по раздаче книг Тимофея Назаровича Тимина.

Поехали через Дубенский район, потом Атяшевский, потом Ардатовский и наконец Большеигнатьевский. Проехали через красивейшую реку Алатырь. Дорога очень хорошая, обочины хозяйственно выстрижены, разметка яркая, полотно ровное. Вспомнились дороги в Германии, которые меня поразили своим качеством, но разочаровали единообразием и чрезмерной вылизанностью, когда через несколько сот километров уже хочется увидеть сорняк какой-нибудь, стихийный пейзаж, а не рукотворную идиллию, которая очень скоро начинает давить на нашу российскую свободу и любовь к естеству. На моей сегодняшней дороге не было этого импортного удушья, был достаточный и нужный для нашего менталитета порядок и море позитива от раскрашенных хлебным цветом полей, от сочных листьев свекольных гектаров. Машин было мало, наверное, потому что выехали в 5.30. утра, чтобы не пропустить ни одного традиционного действа. Кстати, многие пропустили, в том числе телевизионщики многие опоздали. Все таки начинать надо праздник чуть позже, необходимо учитывать удаленность района от Саранска и других крупных городов. Заранее приехать нельзя, так как гостиниц  в райцентрах наших пока нет в достаточном количестве и качестве, а утром успеть к 9.30 не всегда возможно. И странно , что район до сих пор не оседлал удачную тему данного праздника с целью развития туристического направления. Наверное, денег нет? И не будет, если такие всероссийские темы недооценивать. Уже проведено столько Раськень Озксов, что пора уже сделать из этого бренд районный и республиканский, но никто не торопится. Ни район , ни республика. Все по старинке. Ни логотипа, ни сайта, ни туристической программы, ни развития территории проведения праздника. Коллеги, съездите на праздник «Масторавань морот» в село Кивать, на  «Эрзянь лисьмапря» в Лукояновский район, посмотрите как развиваются эти площадки, там есть, что взять на вооружение. Почему здесь не создается скульптурный этно-парк под открытым небом, не развивается постоянно действующая площадка Раськень Озкс с беседками, колодцем, не строится дорога(хотя бы гравийная), не создаются условия для палаточного размещения и парковки машин?  Даже указатели постоянно действующие нельзя сделать?

Заезжая в село, я переживал за организаторов, дождь размыл подъездную полевую грунтовую дорогу к площадке. Как будут проезжать по ней гости? На съезде с асфальта стоят трактора на случай, если кого-то придется вытаскивать из грязи. Грейдером выровнена дорога, но она все равно скользкая. По мокрому чернозему пролитому дождем в течении двух дней, не смотря ни на что, двигаются легковушки, месят грязь, буксуют, но едут.  Около 1 километра и спуск к площадке, подняться обратно мало кто сможет, если не изменится погода. 

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

На площадке кипит работа, устанавливаются торговые и экспозиционные ряды, стоит на мааре штатол, установлены сцены, развеваются флаги России, Мордовии на официальных высоченных флагштоках и бело-красно-черные флаги, которые позиционируются, как флаги эрзянского народа, на руках у «флагодержателей». Исторических подтверждений о наличии у нас такого флага нет, данный флаг придуман общественниками, как элемент объединяющий эрзя, и по молчаливому согласию принимается или не отторгается многими представителями народа, в том числе и мной, хотя у меня не до конца сформировано мнение по целесообразности его и в служении исходной задаче. 

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

На мой взгляд, прослеживается опасная тенденция противопоставления этого символа Российскому триколору и флагу Мордовии. И если пропагандисты «эрзянского флага» проводят активнейшую работу по его внедрению и популяризации в контексте того, что именно этот флаг отражает историю, государственность и славу нашего народа, то исполнители от власти, ответственные за патриотическую работу в части формирования позитивного отношения к федеральным и республиканским символам, пока отстают. Таким образом через противопоставление «флаг эрзянский» может собрать не только тех эрзян, кто верит его создателям и держателям, но и тех, кто деструктивно не доволен теми или иными действиями властей в регионах своего проживания и в России в целом. И вот тут уже наш народ целиком втягивается в игру кукловодов, которые преследуют разные цели, но очень часто направленные против лидера нашей страны. Поэтому мы должны внимательно смотреть какой же флаг наш, в чьих он руках и не позволять отделять себя от государственных символов, от тех побед и достижений, которые за ними стоят и заслужены, в том числе благодаря представителям нашего народа. Необходимо вести большую и постоянную работу над тем, чтобы символы ассоциировались не столько с текущими решениями и вызовами(они могут быть и положительными и отрицательными в тактическом плане), но более с наследием всей истории нашей страны и её народов.

Трава мокрая, хорошо, что взял сапоги. Узнал у организаторов место, которое они выделили для нашей организации, принес два стола и вместе с Леной(племянницей) разложил книги, установил баннер нашей московской Региональной Общественной Организации «Эрзянское культурно-просветительное общество «Голос эрзи»». Подходили знакомые, поздравляли с праздником:

-Шумбрачи! Покш чи марто!

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Уточняли по книгам, набирали себе и друзьям. Подходили учителя, брали книги для школьной работы. Была успешно запущена акция с подпиской на национальные республиканские издания(взял коллекцию книг – подпишись на эрзянскую прессу). Очень был рад, что книги нужны, что их читают. Рад за Тимофея Назаровича, что даже после его смерти, его слово будет доноситься до людей.

Одними из первых получили книги жители палаток, разместившиеся здесь со вчерашнего дня, приехавшие из разных уголков нашей страны, из Красноярского края, из Нижегородской, Самарской областей. Говорят ночью тепло было и дождь им ни капельки не помешал))).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Многие мужчины одеты в национальные рубахи, женщины красуются в нарядах, в которых будут участвовать в конкурсе на национальный костюм. Люди приходят, все больше и больше, артисты приезжают, на поляне все краше и краше. Белые наряды, красные узоры, добрые и радостные люди, родная речь, близкие люди, знакомые, с которыми видишься только на этом празднике. Поляна наливается счастьем.

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Трава подсохла, солнце показывает свои добрые намерения, начинаются традиционные элементы праздника:

Выборы Инязора(царя эрзянского) – претендентов кроме действующего бессменного Инязора, Мусалева Григория Дмитриевича, нет, поэтому интерес к выборам только как к ритуалу.  Реальной власти и полномочий легитимных от народа у данной должности нет, и от этого есть в ней определенная комичность и ирония, но в рамках праздника все выглядит очень гармонично и торжественно.

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Зажжение родовой свечи Штатола и обряд Озкса(моления)– в этот раз свеча была менее подготовленной чем в прошлом году. Скорее всего из-за дождливой погоды ответственные  не успели или не смогли срастить составные части свечи, обмазать их воском так, чтобы свеча выглядела монолитной, а не разрезанной на диски. Ритуал зажжения прошел волнительно и торжественно.

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).



Обозначение границ Маара и его обновление(модань каямо)- многие принесли с собой землю с родного места и высыпали в Маар. Многие уже понимают смыслы происходящего и от этого все выглядит более организованно и традиционно.

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Хоровод – получился удивительно дружным, большой круг по спирали плавно слился в центральное единение и в порыве слияния общей энергетики люди кричали:

-Эрзя! Эрзя! Эрзя!

На прошлом празднике я тоже был в общем хороводе, а в этом году наблюдал со стороны- удовлетворение получаешь огромное и так, и сяк. Попробуйте!


Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).


Атянь Эзем(Совет старейшин) – в прошлый раз было интереснее, так как было очень грамотное оппонирование от Тултаева Петра Николаевича, в этом году Старейшинам дали вволю высказаться на публике, никто им не мешал, желающих с ними спорить не нашлось, да и  желающих слушать было не много. 

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Но слушать кроме них было мало кого, разве только заместителей министров, которым почему-то дали слово только после Атянь Эзем, после 14 часов дня, когда уже за плечами было открытие и основной накал праздника, многие уже разбрелись по лугу по своим группам, кто-то успел уже уехать. Значимый для всех эрзя праздник оказался рядовым для Министров и других лидеров нашей республики. Интересно было бы сравнить финансирование и посещаемость властями других аналогично значимых национальных праздников в Мордовии: День славянской письменности, Акша келу, Сабантуй. Народам России важно понимать, что они одинаково «любимы» властью, в этом пропорционально-справедливом равенстве кроется, на мой взгляд, один из главных ключей дружбы народов, нашего единства и силы.

Обрядовый обед(вейсэнь ярсамот) был на высоте. Здесь был аншлаг. Хлеб и зрелища нужны всем!) Суп получился очень вкусным, приготовили более 1000литров в котлах на кострищах. Люди по лугу объединялись в группы, садились по кругу, пели песни, разговаривали.

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Концертная программа была большой и разнообразной выступили ансамбли с разных регионов. Я смотрел выступления коллективов из Мордовии, Самарской, Пензенской областей, к сожалению, пропустил выступление одноименного ансамбля нашей организации  «Эрзянь вайгель», говорят, что хорошо выступили. Также не получилось увидеть старинное и исконное пение народного ансамбля «Парынза» из моей родной деревни Паракино.  «Парынзу» знают уже по всей стране, она выигрывает призовые места во всероссийских конкурсах, но сшить для них новые традиционные эрзянские костюмы пока не под силу ни районным властям, ни министерствам культуры и национальных дел республики. 

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Моя вина в этом также есть: плохо просил, не у тех, не достаточно настойчиво. Раньше я думал, что ладно, наверное, есть те кому костюмы нужнее, есть те кому деньги нужнее, мы подождем, нам потом. Жизнь учит другому, что надо добиваться всего, что нам необходимо, не нужно откладывать и ждать лучшего времени(когда будет больше денег, теплее погода, лучше начальники). Деньги и возможности в стране нашей всегда есть, только они достаются чаще тем, кто настойчивее и хитрее. А что же мы мордва (эрзяне и  мокшане) с нашим менталитетом скромных, честных и неприхотливых людей? А мы так и будем ждать, пока сами на это будем согласны. Почему до Больших Березников от Саранска дорога отличная, а до Шугурово, Симкино, Тазино, Паракино, Бузаево, Кайбичево вся разбитая? Потому что мы не задаем вопросы дальше нашего соседа. 

Страна большая, задач много, но наши задачи не менее важные, мы будем добиваться их решений без ссылки на других, без учета того, что у других ещё хуже, что не только у нас так. Мы решаем как должно быть у нас, и при такой позиции, я уверен, власти нас поддержат и помогут сделать нашу жизнь лучше, страну удобнее для жизни, современнее и сильнее. 

Раськень Озкс — древний обряд народа Эрзя, на котором решались его важнейшие задачи. Проводился он в старинном эрзянском селе Чукалы у родоплеменного памятника (большого круглого камня- «Озке уло») . Сюда стекались эрзяне со всех концов Поволжья. Древний общеэрзянский Озкс просуществовал до 1629года. Возрожденный праздник прошёл в 1999г., 2004г., 2007г., 2010г., 2013 году. С 2004 года имеет статус государственного праздника Республики Мордовия.Начинается он с сигнала трубы ТЮШТИ – торамы. Зов торамы — призыв к объединению эрзян.…К Маару, не спеша идет Озксава с родовым штатолом (свечой).

Россия снова смотрит на село, как на оплот своей идентичности, и мы не подведем, как было уже много раз в нашей летописи.

С уважением,

Ледяйкин Евгений.

Рассказать друзьям