Не пиши, если можешь

https://www.high-endrolex.com/35

3685
Не пиши, если можешь

Эрзянь лисьмапря, Нижегородская область - 2015

Только неделю назад приехал в Москву из родной деревни Паракино и вот опять еду в Саранск в пятницу, чтобы от туда в субботу поехать в Лукояновский район Нижегородской области на праздник «Эрзянь лисьмапря». Выехал в 6.00. Радио рассказывает про большой праздник для мусульман всего мира, который масштабно планируется провести в этот день в России. В  Москве планируется около 200 000 участников и 4000 полицейских для обеспечения порядка.

Задумался о религиях, о том как они объединяют людей и  в то же время разделяют, добавляя различия между нами. Тут же поймал себя на мысли и по своей работе в рамках пробуждения национального самосознания, где схожие  принципы работают. И там и здесь вера, правда, не везде религия. У нас поддерживают веру с религией несравнимо более и финансово и административно, чем веру без религий. Вопросы глобализации доминируют и, наверное, по-праву. Но разве светское государство не должно и тут вести политику сбалансированности между религиозностью и светскостью, чем укреплять общегражданскую идентичность? Почему чиновники так сдержанно и с опаской реагируют на этническое возрождение, и почему по отношению к религиям не чувствуют тех же опасностей?  О чем думают главы поселений, когда на въездах и выездах в населенные пункты все чаще и чаще ставят огромные кресты, когда вместо инфраструктурных светских проектов деньги направляются на строительство церквей и мечетей, которые в итоге разделяют наше общество и уже вызывают определенное недоумение даже у лояльных к религиям людей? Наверное, местная власть равняется на депутатов Государственной Думы, которые даже законы издают отдельные для верующих, ставя их чувства выше и ценнее остальных.

В районе Куркино города Москва, где я проживаю, в прошлом году поднимался очень острый вопрос застройки пустыря. Выбор был между парком с пешеходными и вело-дорожками, с детскими площадками, с беседками, с фонтаном и строительством храма. Жители прилегающих домов высказались за парк и выдержали серьезное давление. Сегодня этот парк радует жителей всего района, он для всех, и он объединяет всех людей района вне зависимости от их вероисповедания и национальности. Привожу сей пример, как достойный образец гражданской активности и грамотной работы властей района и Москвы. А церковь в нашем районе уже есть и очень старинная, чем безусловно дорога для верующих и для ценителей культуры, истории и зодчества. То есть баланс в нашем районе есть и сохраняется). А у Вас?

В 8.30 проехал Луховицы и заехал на завтрак  в придорожный комплекс своего соплеменника Манакова В.Б. http://cafemvb.ru, где отведал домашних пельменей и оладушек.



Рекомендую, а то на голодный желудок чрезмерные рассуждения в голову лезут)))!


В Рязани пробка могучая на въезде. Разворачиваюсь и партизанскими тропами объезжаю. Кольцевая рязанская летит, чего ранее не видел. Далее по всей трассе ремонты, реверсные движения, но без длинных хвостов и без соблазнов проезда по обочинам, доезжаю до Саранска. Вечером любуюсь цветными фонтанами. Особенно взбудоражил ночной вид фонтана на площади 1000летия - вода по периметру фонтана отражает струи воды и полностью повторяет их в направлении черной от ночи бездонной глубины водоема вокруг. Такого шоу я не видел никогда! А Вы видели его в объеме? Смотрите ночью со стороны центра Огарев-Плаза, вплотную перед краем фонтана и  не на струи, а на основание, пространственным взглядом охватывая гладь воды перед фонтаном и сам фонтан. Мистическое зрелище! Виват архитекторам и создателям!


Утром мою машину. На праздник же! И вместе с друзьями едем в Лукоянов. Уже на подъезде к самому месту атмосфера праздника проникает через сознание и пропитывает все тело и разум. Предвкушение встреч со старыми знакомыми, новых контактов, сладостных речей на родном эрзянском - все это манит и вытаскивает людей из Москвы, Ульяновской, Пензенской областей, из Башкирии, из Красноярска, из Нижнего Новгорода!

На фото ансамбль из Башкирии с национальной эрзянской кухней собственного приготовления.


В этом году я побывал на многих больших праздниках нашего народа и есть с чем сравнивать, и могу делать какие-то выводы. Пишу для Вас , мечтаю подтолкнуть на этно-туризм сидящего в кресле читателя!

Праздник «Эрзянь лисьмапря» ежегодно проводится и на сегодня привлекает к себе много людей. В этом году, на мой взгляд, зрительно было около 2-3х тысяч человек. Место проведения с каждым разом становится все богаче на памятники, скульптуры и истории. Здесь развернулся настоящий национальный эрзянский парк. Увидеть его нужно, полезно испить из его Лисьмапря (родника), спрятанного в тени извилистых, дремучих ив, которые стерегут его свежесть и прохладу!


В этом году всем гостям и местным жителям преподнесен великий подарок. Под авторством и благодаря воле отца и сына Аношкиных воздвигнут памятник Инязору Пургазу, жизнь и подвиги которого захватывающе описаны в произведении Кузьмы Абрамова «Пургаз». Рекомендую прочесть его всем интересующимся историей и бытом наших предков, их взаимодействием с другими народами. Многое из описанного в книге было бы интересно и сегодня внедрить в нашу жизнь, например, некоторые особенности семейного уклада, воспитания детей. Читайте! Книга есть на русском и на эрзянском языке. Есть даже аудио-диск «Пургаз", который был выпущен Поволжским финно-угорским культурным центром.

Фото Маторкиной Татьяны

Фото Маторкиной Татьяны

В последнее время на многих аналогичных праздниках уже традиционно проводится народное моление(озкс), формируется маар(возвышенность), где зажигается свеча и произносится обращение к предкам и к Богу - ПАЗ чангодть - Бог благовей(таков примерный перевод данного обращения).  


Очень красивый самобытный обряд, кульминация праздника. Каждый гость приходит на моление с горстью земли со своей родины, бросая её в маар, он уже на своей земле и обладает равными правами с остальными. Каждый приносит с собой воск со своего родового селения, и весь этот воск скатывается в единую свечу Штатол, которая символизирует единство обращения к Пазу, единые помыслы и стремления, сплочение. Ритуал завершается хороводом, который по спирали собирается, приводя цепь людей из окружности в единый центр, приближая их друг к другу, преумножая их энергию.


Должен констатировать, что ритуал на сегодня не всеми признается в качестве таинства, а больше воспринимается как шоу. Кто-то фотографирует действие, кто-то себя на фоне, кто-то кушает, покупает, беседует - все заняты своими делами. Многие не слушают слов озкса, бывает, что с маара вместо моления рассказывают про личное и бытовое. Все это уничижает значение удивительного по энергетике и смыслу действия.

Как это поменять? И каково должно быть отношение к этому ритуалу. Как к обряду, молению или как элементу традиционной культуры? Не думаю, что сегодня стоит учитывать его в качестве ледокола по возврату к элементам древней религии наших предков. Это и невозможно, и не актуально для сегодняшнего мира, который явно развивается не в сторону религий, а в сторону научного знания. Но как ярчайший элемент истории и культуры нашего народа его безусловно нужно сохранить и донести до следующих поколений! Считаю, что лучшее сохранение это не консервация, а интеграция в современную жизнь, развитие, которое мы сегодня можем дать традиции через современные возможности. Если этого не сделаем, то традиция быстро из сакрального и значимого превратится в фарс и кустарное действо. Тенденции этого я увидел и на празднике в селе Кивать, и в Пазелках, и в Лукоянове. По другому было на Раськень озкс в Чукалах в 2013 году, где, на мой взгляд, лучшим образом был представлен ритуал, но и там по словам людей, которые не в первый раз посетили этот праздник, тоже был очевиден факт ослабления. И здесь не претензия к организаторам, которые прикладывают максимум усилий и делают огромное и полезное дело, скорее проговаривание вопроса для получения обратной связи и сверки отношения к поднятому вопросу у сообщества, призыв к поиску решений.

Удивительное знакомство у меня состоялось на «Эрзянь Лисьмапря» в Лукоянове. Оно изменило что-то во мне, открыло более глубокие материи понимания жизни. Пока я только увидел эту глубину, но не в силах её осознать и детально разобрать. Как будто прожектор включили и направили в пучину - вижу, что там дальше есть что-то, прикидываю его масштаб, но нужно больше света, чтобы все понять.

Прожектор мне включил удивительный человек, большого обаяния, доброты и легкости, внук Авксентия Филипповича Юртова, Анатолий Викторович Юртов. У меня было чувство, как будто я говорю с самим Авксентием Филипповичем, на столько явное сходство имеется в чертах лица, в осанке, во взгляде и в национальном самосознании. Он поведал о жизни своих предков, о своей жизни, чем изменил меня, поставил новые вопросы.






Интересный факт, отец Анатолия Викторовича, Виктор Авксентьевич был женат на русской, но несмотря на то, что она так и не научилась говорить на эрзянском, все их дети знали язык отца. Жена Анатолия Викторовича, также русская и не говорит на эрзянском, но это не помешало всем пяти!!! их детям знать язык. И только сейчас, тот факт, что городская цивилизация вырвала внуков из деревни, крадет у детей язык их выдающихся предков. Не сдавайтесь, я говорю и Юртовым, и Вам, и себе, и своим детям. Мы должны сегодня создать желание знать и говорить на языке предков, предоставить легкодоступные возможности изучения. Это миссия нашего поколения, нам надо победить город. Не допустить, чтобы город в своем развитии сожрал связь поколений, чувство родины, общины. Город может развиваться и без этих жертв, он как завод, куда ходят работать и откуда возвращаются, где знают, что есть другая жизнь и именно она настоящая.

Организаторы пригласили много артистов. Очень хорошо был встречен ансамбль «Торама». Со сцены их не отпускали, кричали ПЕК ВАДРЯ!!! Всем понравился молодой артист Артем Мамаев, который является родственником Яушева Иллариона Макисмовича, похож на него зрительно, позитивен своим образом и совершенен пением. Артем, желаем тебе творческого развития, признания и продолжения успеха своего знаменитого родственника! 

Было много выступлений, которые понравились мне, обо всех и не расскажешь. Отмечу дополнительно выступление своих знакомых и уважаемых женщин из ансамбля Пизёлнэ из Больше-Игнатьевского района Республики Мордовия и Тяштине из города Рузаевка.


Хорошо здесь! Но надо ехать домой в Москву, на «завод»))). Дорога длинная. Поехал через Муром. Доехал быстро, в 23.00 был дома. По дороге, в который раз был потрясен мостом через Оку на объездной Мурома.

Чтобы понять его величие и неповторимую красоту надо по нему проехать. Он как инопланетный гигантский корабль вырастает перед тобой при выезде из петель муромских лесов.  Дорога хорошая, машин мало - всем рекомендую!

Вот таким я увидел праздник, людей и события. В следующем году поедем вместе?!


С уважением,

Ледяйкин Евгений. Председатель Правления РОО «ЭКПО «Голос Эрзи»», Член Исполкома Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа.




Рассказать друзьям

https://www.high-endrolex.com/35